Зима постепенно вступает в свои права, а это значит, что водителям уже точно пора переобуть свои автомобили. Для тех, кто сел за руль не так давно, Vokrugsveta.ru рассказывает, когда нужно отправляться на шиномонтаж, как выбрать зимние покрышки и что стоит знать о правильном хранении летних шин во время «зимних каникул».
Что о смене летней резины на зимнюю говорят здравый смысл и закон
Менять летние покрышки на зимние рекомендуется, если среднесуточная температура опускается ниже +5-7 °C — в таких условиях летняя резина теряет свои сцепные свойства. Когда на дворе до обеда осень, а после — зима, или наоборот, уже явно пора переобуваться. При таком подходе не придется стоять в очереди на шиномонтаже — основная масса автовладельцев устремляется туда только после первого снегопада.
По закону менять летнюю резину нужно с наступлением календарной зимы. 1 сентября 2023 года в России в силу вступило Постановление правительства от 27.05.2023 № 837, которое запрещает езду на шипованной резине летом (с июня по август), а на летней — зимой (с декабря по февраль). Поскольку во многих регионах холода стоят дольше, у местных властей есть право расширить срок запрета на эксплуатацию летних шин.
Такое требование существовало и раньше, но теперь за его нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей. С 1 декабря инспекторы смогут выписывать его по ч. 1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) столько раз, сколько остановят нарушителя. Соответствующие сезону шины должны быть установлены на всех колесах, а вот нанесение знака «Шипы» на заднее стекло автомобиля в случае установки шипованной резины не является обязательным.
Важно помнить и о том, что резина должна быть в приличном состоянии. Так, минимальная остаточная глубина протектора зимних шин должна превышать 4 мм. Микротрещины, расслоения и другие повреждения — однозначный повод утилизировать шину.
Почему важно менять резину вовремя
В народе не зря шутят про «день жестянщика» — летние шины на обледеневшей дороге ведут себя максимально непредсказуемо. Поймать занос или «припарковаться» в кювете можно и при торможении, и во время поворота. И дело здесь не только в протекторе и шипах, но и в разных свойствах резины, рассчитанной на разные сезоны. Казалось бы, тут всё ясно, но последствия беспечности водителей, не позаботившихся о смене летних покрышек до заморозков и гололедицы, можно наблюдать ежегодно.
С другой стороны, есть и те, кто забывает поменять зимнюю резину с наступлением тепла. Ездить на ней вне сезона, однако, не стоит — шипованные покрышки портят асфальт, повышают расход топлива и создают дополнительный шум. В общем, поездку на шиномонтаж нужно планировать заранее как осенью, так и весной.
Как хранить летнюю резину
В интернете часто можно встретить мнение, что летнюю резину нельзя хранить в неотапливаемом помещении. Однако ГОСТ Р54266-2010 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение» гласит, что покрышки могут храниться при температуре от -30 до +35 °C, но в сухом и вентилируемом помещении. В иных пунктах регламента указано, что шины нельзя хранить в непосредственной близости от отопительных приборов и под прямыми солнечными лучами. Также покрышки не рекомендуется держать на открытом воздухе более одного месяца, при этом они должны находиться под навесом, обеспечивающим защиту от осадков и загрязнений.
Прочие правила хранения гласят, что колесо в сборе нельзя ставить на протектор, а необходимо подвешивать, периодически меняя точку подвеса, или хранить в горизонтальной стопке. Если же вы храните только шины, то их нужно ставить на протектор, а зону опоры требуется менять хотя бы раз в три месяца (но лучше — ежемесячно).
Перед отправкой покрышек на хранение их рекомендуется отмыть от налипшей грязи и застрявших в протекторе камней. Если вы используете специальные чехлы, то их нужно оставить слегка приоткрытыми, чтобы избежать появления конденсата.
Как правильно выбрать зимние покрышки
Зимние шины могут быть шипованными и фрикционными (в народе их чаще называют «липучками»). Последние мягче и устроены принципиально по-другому, поэтому нелишним будет напомнить: если вдруг шипы выпали за давностью лет, это вовсе не делает покрышку фрикционной. Там и протектор другой, и свойства самой резины иные, так что добром такая эксплуатация не кончится.
Шипы лучше работают там, где сцепление с поверхностью минимально: на голом льду или укатанном снегу, а также при температуре около ноля, когда скользкая дорожная поверхность покрыта тонким слоем воды. В рыхлой снежной каше, напротив, свои лучшие свойства проявляет именно «липучка». Таким образом, если зимой вы практически не выезжаете из города, где дороги регулярно чистят, то фрикционная резина — отличный выбор. Она же подойдет для сильных морозов. А вот если зима в регионе неустойчивая, и вы часто выезжаете за пределы города, то шипованная резина подойдет намного лучше.
Если вы стеснены в средствах на покупку комплекта резины, то можно приобрести и подержанные покрышки. По правилам допускается эксплуатация шин в возрасте до 10 лет. При этом возраст покрышки отсчитывается от года производства, а не с момента начала эксплуатации. Приобретая совершенно новые покрышки, помните, что первую сотню-две километров нужно ездить особенно аккуратно и небыстро — после этого сцепление с дорогой улучшается.
Как разобраться в маркировке шины
Помимо сезонности и возраста шины, при покупке учитываются и другие параметры: тип протектора и конструкции корда, посадочный диаметр, высота профиля, индексы скорости и нагрузки. Подобрать идеальный вариант для вашего автомобиля можно на сайтах крупных специализированных магазинов или при помощи онлайн-сервисов, которые дают рекомендацию для конкретной модели машины в форме стандартной маркировки размерности покрышек.
Эта маркировка включает несколько цифр и букву. Например, на шине может быть написано 165/60 R15. Первое число (165 в нашем примере) — это ширина шины в миллиметрах. Допустимые значения этого показателя для конкретного автомобиля указаны в инструкции по эксплуатации. Более широкая шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, но стоит дороже и весит больше, что повышает расход топлива.
Указанное следом число обозначает отношение высоты профиля шины к его ширине, выраженное в процентах. В нашем случае это 60% — таким образом, высота профиля составляет 99 миллиметров (165*0,6). Чем выше профиль, тем шина устойчивее к проколам и повреждениям. Низкопрофильную покрышку пробить намного проще, а дорожные неровности на них ощущаются куда сильнее. Зато управляемость с такой резиной будет несколько лучше.
Наконец, буква R означает радиальную конструкцию покрышки, а не ее радиус, как можно было бы подумать. Существуют также диагональные шины (D), но они встречаются намного реже. Число, следующее за буквой, обозначает в дюймах посадочный диаметр шины — диаметр ее внутренней окружности, который должен совпадать с диаметром используемого диска. При одинаковом диаметре более широкие покрышки обладают профилем меньшей высоты и наоборот.
В большинстве своем покрышки из одного комплекта имеют одинаковый рисунок протектора, но существуют шины с асимметричным рисунком — в этом случае на боковине есть дополнительная маркировка INSIDE (для внутренней стороны) или OUTSIDE (для внешней). У таких покрышек внешняя сторона жестче и улучшает устойчивость и управляемость, а более мягкая внутренняя отвечает за торможение и отведение снега, грязи и воды.
* * *
Остается добавить, что на срок службы шины влияет множество факторов, включая перепады температур, воздействие дорожных реагентов, прямые солнечные лучи и манеру езды. Бережное отношение к автомобилю наверняка позволит эксплуатировать покрышки дольше на один-два сезона, что обеспечит ощутимую экономию на новой резине.