Среди путешественников популярны экскурсии, погружающие в прошлое того или иного места. Но иногда эти места меняются настолько сильно, что представить их былой облик можно лишь с помощью архивных фотографий.
В 2020 году в конкурсе РГО «Самая красивая страна» появилась рубрика «Живой архив». Идея ее заключается в том, чтобы сделать снимки с той же точки и в том же ракурсе, что и фотографы прошлого века. Казалось бы, что за интерес сравнивать черно-белые или цветные, но блекловатые, с оттенком сепии кадры с теми, что может выдать современная цифровая камера? Как оказалось, это может привести к неожиданным открытиям.
Кадры Торжка, снятого в начале ХХ века, не так уж сильно отличаются от современных — словно и не было сотни лет. Другое дело Москва с ее интенсивными изменениями, присущими мегаполису — трудно поверить, что типично деревенский пейзаж черно-белой фотографии был сделан практически в центре столицы. При взгляде на разницу между снимками становится не по себе — понятия «время» и «история» перестают быть абстрактными. В этом и кроется притягательность архивных документов.
— При работе с архивами то и дело происходят настоящие чудеса, — рассуждает заместитель директора Госархива кинофотодокументов Римма Максимовна Моисеева, помогавшая подобрать материалы к «Живому архиву» еще на этапе его возникновения. — Например, однажды мужчина принес нам ржавую коробку со слипшейся кинопленкой. Нашел ее, гуляя по лесу, и почему-то не выбросил. Кинопленка была вся рыжая, просто пугающая, поначалу нам удалось извлечь из нее всего девять кадров. Затем путем различных манипуляций у реставраторов получилось «вытащить» кусок продолжительностью около трех с половиной минут. Как выяснилось, пленка была снята в Нижнем Новгороде в 1916 году в день Мининских торжеств — так называлось отмечание трехсотлетия со дня смерти Минина. Мы даже нашли в дореволюционных каталогах упоминание об авторе этих съемок — операторе Владимирском.
— Пленка считалась утраченной еще до революции. Что любопытно, она нашлась спустя ровно 100 лет, в 2016 году. Чудо из чудес, что кинохроника обрела вторую жизнь, и теперь мы можем воочию увидеть, как тогда выглядел Кремль без современных вкраплений, как были одеты люди. Это живая, воплощенная история, — добавляет Римма Моисеева.
Сложность для участников конкурса заключается не только в том, чтобы опознать точку, с которой делал кадр фотограф прошлого. Дальше нужно поймать подходящее освещение и скопировать композицию кадра. И то, что она уже выстроена предшественником, ни в коей мере не облегчает работу снимающему.
Дело в том, что в прошлом веке работали с форматными камерами, принцип действия которых позволял избегать геометрических искажений. Поэтому все кадры архитектуры тех лет, будь то монастыри, здания или перспективы улиц, отличались редким качеством с точки зрения геометрии, в них нет «заваленных» вертикалей. И для этого не требовалось никаких графических редакторов.
В итоге, чтобы сделать достойный снимок для «Живого архива», желательно хорошо разбираться в физике процесса и иметь специальную аппаратуру. Сам процесс съемки погружает в прошлое, при этом связывая его с настоящим, от которого уже рукой подать до будущего.
Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский / LIBRARY OF CONGRESS; Татьяна Кормашова; Ателье «Шерер; Набгольц и К»; Сергей Басов; LIBRARY OF CONGRESS; ISTOCKPHOTO