О берестяных грамотах, повествующих о повседневной жизни средневековой Руси, знают даже школьники, не говоря уже о людях, интересующихся историей. Однако не многим известно, что бересту для сохранения образов повседневности использовали на другом краю современной России — в Забайкалье в конце I–II вв. н. э. В Приаргунском районе Забайкальского края у села Зоргол были найдены граффити, которые поражают воображение и дают пищу для размышлений не меньше, чем знаменитые новгородские грамоты.
Впервые о зоргольских граффити заговорили в 1990-х годах, когда экспедиция под руководством профессоров Игоря Ивановича Кириллова и Евгения Викторовича Ковычева исследовала могильники возле сел Зоргол и Дурой. Внешне погребения выглядели как подовальные каменные кладки и для человека, не знакомого с археологией, были малопривлекательны. В могильных ямах в гробах и берестяных коробах покоились останки древних забайкальцев. Соплеменники положили их на спину, головой на север. Были захоронения, где умершие лежали головой на северо-восток или северо-запад. В погребениях археологи также нашли изящные бронзовые зеркала, пряжки, подвески, железные ножи, наконечники стрел из кости и железа, берестяную и глиняную посуду. Особенности погребального инвентаря и обряда позволили ученым выделить зоргольскую культуру и связать ее с племенами сяньби.
Сяньбийцы на рубеже новой эры занимались скотоводством, коневодством, охотой. Среди них были умелые кузнецы, плотники. Судя по разнообразным видам оружия, найденным в погребениях, война занимала не последнее место в жизни этих кочевников. Известно, что они часто воевали с могущественной хуннской державой и сумели разбить ее в 93 году. Значительная часть хунну после поражения направились на Запад. Сяньбийцы же создали свое государство, достигшее могущества под руководством военачальника Таньшихуая (Даржегве). Именно так в кровавых битвах в глубинах Азии вызревали силы, потрясшие Европу и оказавшие влияние на ход мировой истории.
Жизненный уклад сяньбийцев нашел отражение в рисунках на кусочках бересты и берестяных туесках, найденных в упомянутых погребениях вблизи Зоргола. Каждый из них — настоящее окошко в мир кочевника.
Вот, к примеру, изящный сосуд, созданный из нескольких полос бересты. На его стенке процарапано изображение прямоугольной кибитки которую везет мощный бык. Впереди него стоят еще две кибитки. Их края покрыты орнаментом, состоящим из тончайших линий и образующих своеобразную клеточку. Открыватели зоргольской культуры считают, что орнамент передавал структуру решетчатого каркаса, либо материала — войлока, грубой ткани. На горловине также изображен ряд кибиток. Видимо, рисунок запечатлел одну из многочисленных перекочевок.
На другом граффити художник несколькими четкими линиями показал быка, запряженного в ярмо и тянущего кибитку. Над быком возвышается фигура стоящей возницы-женщины в широкополом халате. Диагональные черточки в нижней части одежды можно трактовать как ленты-украшения. Женщина изображена в уверенной позе с распростертыми руками.
Письменные источники подтверждают, что в зоргольской культуре женщины действительно управляли одновременно десятками повозок. Мужчины же должны были заниматься другими делами.
Одним из таких занятий была охота. Рисунки на бересте запечатлели охотничьи сцены. Весьма примечателен момент, когда копытное животное, вероятно олень, в прыжке попадает в ловушку, схематично обозначенную черточками. Художник за счет сочетания плавных и резких линий сумел передать напряжение зверя, стремящегося вырваться из сети.
Особое внимание обращает изображение шамана. Он облачен в ритуальную одежду, на лице маска в форме фантастического зверя с птичьим клювом, волосы распущены. Кажется, вот-вот колдун начнет камлать.
На отдельных рисунках встречаются схематичные изображения деревьев. Не исключено, что это символы мифического мирового древа, священного для кочевников.
Наряду с сакральными знаками на зоргольских граффити показаны и обычные предметы быта: колесо со спицами, шесты, туги с распорками, оглобли, юрты.
Похоже, что граффити были своеобразной пиктографической летописью, повествующей как о реальных событиях, так и мифологических сюжетах, религиозных воззрениях зоргольцев.
Использованы фотографии и иллюстрации из «Энциклопедии Забайкалья» и забайкальского исторического журнала «Хронограф».