Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Последний крик моды: 9 деталей картины «Модница в галерее Пале-Рояль»

Франция в XVIII веке задавала тон в одежде и прическах. Однако французскую знать, с ее демонстративной роскошью, можно назвать жертвой моды, ведь дело кончилось революцией

7 марта 2022Обсудить

Немецкий философ Вальтер Беньямин писал о модных тенденциях: «Кто понимает, как читать эти сигналы, будет предвидеть не только новые течения в искусстве, но и новые своды законов, войны и революции».

Аристократическая мода 1780-х, реагируя на социальную напряженность и растущее влияние третьего сословия, постепенно становилась менее вычурной и более практичной, чем в предыдущие десятилетия.

Последний крик моды: 9 деталей картины «Модница в галерее Пале-Рояль»
Мишель Гарнье «Модница в галерее Пале-Рояль», 1787 (фрагмент)

«Модница в галерее Пале-Рояль»
1787
Холст, масло
46,4 х 38,1 см
Находится в Музее искусств округа Лос-Анджелес, США

В то время как карикатуристы вовсю потешались над тогдашней женской модой, художник-жанрист Мишель Гарнье накануне Великой французской революции писал невинные бытовые сцены с участием нарядных красавиц. Но надвигавшиеся перемены отразились и на его полотне.

Наряд щеголихи, покупающей цветы в одном из первых европейских «шопинг-моллов» и всем своим видом демонстрирующей достаток и праздность, выглядит избыточно и гротескно рядом с простой одеждой торговки. Красавица высокомерно расплачивается за букет в 1787-м, в самое межвременье.

Через два года начнется Великая французская революция, которая за несколько лет вместе со старым порядком сметет напудренные прически и необъятные юбки. Уцелевшим дворянам станет небезопасно обращаться к знаменитым куаферам и носить дорогие одежды броских цветов.

Постепенно утвердится принципиально новая мода на платья простого силуэта, напоминающие древнегреческие хитоны, и туфли на плоской подошве. Правда, и тогда найдутся любительницы довести любой фасон до крайности; этих экстравагантных женщин прозовут мервейезами — «причудницами», а их спутников-щеголей инкруаяблями — «невероятными».

Последний крик моды: 9 деталей картины «Модница в галерее Пале-Рояль»

1. Прическа

Королева Мария Антуанетта, законодательница французской моды, гордилась своими густыми и длинными волосами, и с ее подачи в 1770-е годы женские прически достигли невероятной высоты. Когда волосы королевы сильно поредели после вторых родов, ее парикмахер придумал более низкую и менее тяжелую coiffure à l'enfant — «детскую прическу» со свободно летящими локонами, подстриженными по бокам и длинными сзади.

Так в 1780-е Мария Антуанетта опять задала новую моду, которой последовали многие женщины, не подозревавшие об истинной причине модного переворота.

2. Шляпа

В вопросах моды в 1780-е вся Европа по-прежнему оглядывалась на Францию, но в самом Париже в эти годы начался период англомании.

Широкополые фетровые шляпы с перьями дамы стали носить вслед за известной законодательницей мод Джорджианой, герцогиней Девонширской. Они не знали, что это небезопасно: с XVII века шерсть при производстве фетра обрабатывали ртутью, что облегчало валяние, но делало материал токсичным как для шляпников, так и для модниц.

3. Жакет карако

Редкий случай, когда мода элиты заимствует элементы одежды «из низов». Изначально практичный жакет такого типа носили небогатые парижанки, работницы.

У дворянок он стал неформальной, домашней одеждой, а потом и частью костюма для выходов. Фасоны карако иногда называли в честь популярных сценических персонажей: жакет Пьеро, жакет в стиле Фигаро и т. д.

4. Шаль

Мода на струящийся белый муслин предвосхитила неоклассические фасоны следующего десятилетия, подражавшие благородной простоте Античности, как ее представляли в те годы.

Популярности этого материала тоже поспособствовала Мария Антуанетта, которая в 1783 году предстала перед публикой на портрете в платье-сорочке из белого муслина, а не в цветных шелках, усыпанных самоцветами.

В эпоху Людовика XVI, по выражению историка моды Кимберли Крисман-Кэмпбелл, «каждый фасон был манифестом», и поначалу общественность этот жест не оценила.

Платье, напоминающее неглиже, сочли дискредитирующим монарший статус, а то, что королева предпочла привозную хлопковую ткань, встревожило производителей прославленного лионского шелка. Однако у королевы все равно появились многочисленные подражательницы.

5. Силуэт

Почти все столетие в моде был силуэт «песочные часы», с пышными юбками и талией, затянутой в корсет.

Однако в 1780-е самые экстравагантные фасоны с юбкой панье, которая держалась с двух сторон на жестком каркасе из лозы, металла или китового уса и в ширину могла превышать два метра, остались в придворном костюме.

В других, менее формальных случаях платья бывали ýже и короче, объем им создавали нижние юбки и накладки, крепившиеся сзади ниже талии.

6. Обувь

Вогнутый каблук под названием «голубиная лапа», который зрительно уменьшал стопу, появился в XVIII веке.

7. Розы

В XVIII столетии модницы нередко носили в руках или прикалывали к корсажу букет душистых живых цветов. Не только для красоты: аромат и заглушал запахи тела (а основательно мылись в те времена редко), и перебивал уличную вонь.

С точки зрения господствовавшей тогда теории с неприятным запахом человек вдыхал некие ядовитые частицы — миазмы, которые вызывали болезнь.

8. Палитра

Разнообразным изысканным оттенкам тканей, из которых были сшиты дорогие туалеты, давали причудливые названия. Так, один из оттенков серого назывался «волосы королевы», желто-коричневого — caca-dauphine, то есть цвет испачканных пеленок наследника престола.

9. Место

Хотя «Пале-Рояль» означает «королевский дворец», но был построен он в XVII веке для кардинала Ришелье. Впоследствии дворец стал владением герцогов Орлеанских.

Луи Филипп Жозеф Орлеанский, покровитель художника и будущий сторонник Великой французской революции гражданин Филипп Эгалите (он голосовал за казнь короля, а в ходе якобинского террора был казнен и сам), открыл для горожан сады и галереи Пале-Рояль.

За аренду помещений, в которых разместились модные лавки и кофейни, герцог получал немалые деньги, а галереи превратились в самое популярное у парижской аристократии и ее подражателей место для «шопинга» и последующей демонстрации приобретенных новинок на прогулках.

«Вообразите себе множество людей, которые толпятся в сих галереях и ходят взад и вперед только для того, чтобы смотреть друг на друга!» — изумлялся в 1790 году очевидец, российский историк и писатель Николай Карамзин. По его словам, Пале-Рояль прозвали столицей Парижа.

Последний крик моды: 9 деталей картины «Модница в галерее Пале-Рояль»
Герб города Сен-Клу, где родился Мишель Гарнье

Художник
Мишель Гарнье

1753 — родился в Сен-Клу, его отец служил у герцога Орлеанского.
1781 — написал свою первую известную картину: портрет Луи Филиппа, будущего герцога Орлеанского.
1780-е — занялся преимущественно жанровой живописью. Учился у Жан-Батист-Мари Пьера, «первого королевского живописца» и президента парижской Академии живописи и скульптуры.
1793–1814 — был успешным художником, часто выставлялся в парижском Салоне — на официальных регулярных выставках Академии.
1800 — в качестве художника принял участие в экспедиции Николя-Тома Бодена к южным морям Австралии на корабле «Натуралист», но в следующем году по состоянию здоровья остался на острове Маврикий (тогда назывался Иль-де-Франс).
1801–1810 — жил на Маврикии, писал натюрморты с экзотическими фруктами.
1829 — умер в Версале.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2022

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения