В 1957 году журналист и начинающий писатель Фрэнк Герберт посетил зону отдыха Орегон-Дьюнс. Увиденные пески настолько впечатлили его, что Герберт придумал фантастический мир, многие ключевые события в котором разворачивают на планете-пустыне Арракис.
Роман «Дюна», публиковавшийся на страницах журнала Analog Science Fiction and Fact и впервые изданный отдельной книгой в 1965 году, сделал Герберта знаменитым. Сегодня гексалогия «Хроники Дюны» входит в число самых известных и популярных научно-фантастических циклов XX века. Не удивительно, что заметное культурное влияние оказывают и экранизации «Дюны» — Vokrugsveta.ru разбирается, какие модные тренды задают эпические фильмы режиссера Дени Вильнёва.
О чем рассказывает «Дюна»
Сюжет первого романа «Хроник Дюны» разворачивается в галактике будущего, где царит жестокий император Шаддам IV, а феодальные семейства владеют целыми планетами. Семья молодого аристократа по имени Пол Атрейдес получает в управление планету Арракис, в пустынях которой добывается исключительно ценное вещество — меланж или «пряность», необходимое для межзвездных перелетов. Прием меланжа разгоняет мозг до уровня суперкомпьютера, позволяя рассчитывать сложнейшие траектории и видеть будущее. Злобный барон Харконнен, управлявший Арракисом ранее, не хочет упускать лакомый кусок и устраивает военный переворот, желая уничтожить Атрейдесов.
В устроенной Харконеннами резне Полу и его матери удается сбежать. Они попадают под защиту фрименов, обитающих в пустыне, которые угадывают в Поле предсказанного им Мессию.
«Дюна» и ее продолжения стали предтечей «Звездных войн», цитируемой во всех мало-мальски значимых фантастических франшизах — от «Хроник Риддика» до «Футурамы». Сюжет космической саги послужил источником вдохновения для многочисленных романов, музыки, комиксов и компьютерных игр.
Первый блин комом
Кинопродюсеры быстро разглядели в «Дюне» хороший потенциал, но сага Герберта оказалась твердым орешком. Права на экранизацию, впервые выкупленные в 1971-м, кочевали из рук в руки, обрастая техническими сложностями и галактическими бюджетами (Сальвадору Дали, приглашенному на роль Императора Шаддама IV в проекте Алехандро Ходоровски утвердили гонорар 100 000 долларов в час), пока сценарий не передали в работу Дэвиду Линчу. «Дюна» его авторства вышла на экраны в 1984 году, чтобы с треском провалиться в прокате, но яркий кастинг и имя модного режиссера сделали свое дело — «Дюна» Фрэнка Герберта пополнила список влиятельных трендов, которым свойственна цикличность.
Провал экранизации Линча стал для неожиданностью для боссов Universal Studios, поскольку сценарий и кастинг прорабатывались очень скрупулезно. Режиссер настоял, чтобы роль Пола Атрейдеса досталась актеру-дебютанту Кайлу Маклахлену, с которым Линч позже работал в других проектах, включая знаменитый сериал «Твин Пикс». Маклахлена до сих пор узнают как агента Купера, расследовавшего убийство Лоры Палмер, но лишь преданные фанаты помнят в роли Мессии с Арракиса с ярко-синими от «пряности» глазами. В других ролях в фильме Линча снялись звезды мировой величины: Стинг, Патрик Стюарт, Макс фон Сюдов, Шон Янг, но и они не поспособствовали кассовым сборам.
Секрет успеха: актеры с красной дорожки
В 2021 году в прокат вышла первая часть «Дюны» режиссера Дени Вильнёва, впечатляющая не только супертехнологичными спецэффектами, но и стратегически продуманным актерским составом. Главные роли отданы самым востребованным героям красных дорожек, чья популярность в кино, рекламе и соцсетях в наши дни бьет все рекорды: американо-французскому актеру Тимоти Шаламе, сыгравшему Пола Атрейдеса, и звезде сериала «Эйфория» Зендее которая исполнила роль Чани — его возлюбленной из фрименов.
Релиз сиквела «Дюна: Часть вторая» зимой 2024-го сопровождался масштабным турне съемочной группы по мировым столицам. В составе этого «звездного десанта» выделялась четверка хедлайнеров: к дуэту Тимоти Шаламе и Зендеи примкнули американец Остин Батлер и британка Флоренс Пью, исполнившие в фильме Вильнёва роли Фейд-Рауты Харконнена и принцессы Ирулан соответственно.
Популярные звезды превратили премьерное турне в череду модных показов, наперебой обсуждаемых в прессе. Самые именитые бренды соревновались за право одеть актеров для выхода на фотоколл, создавая героям «Дюны» образы икон стиля. Грамотная работа пиарщиков имела успех: в первый уикенд проката картина собрала 178 миллионов долларов, став лидирующим по прибыльности кинопроектом 2024 года.
Что носят на Арракисе: стиль героев «Дюны» диктует тренды
Творческий тандем Дени Вильнёва и художника по костюмам Жаклин Уэст раскрыл перед зрителями феномен «Дюны» в новом свете — как вдохновляющий потенциал для стильных образов. Уэст придумала для фильма более 2000 нарядов, перелопатив гору материалов по истории костюмов и архивов модных домов. Старания креативного костюмера не пропали даром — третий год подряд средневеково-футуристической эстетикой саги вдохновляются модные дизайнеры, создавая коллекции в духе «Дюны».
Свободные платья-туники песчаных оттенков, кейпы с обширными капюшонами с стиле фрименов и общества Бене Гессерит, по-королевски благородная геометрия линий, серебристые кольчуги и вернувшаяся в моду натуральная кожа — так выглядит «Дюнакор» от Rick Owens, Stéphane Rolland, Fendi, Schiaparelli, Rokh, Carven, Chloé, Saint Laurent и других фэшн-брендов, представленный на недавних неделях моды.
Вот несколько трендов, которые стилисты советуют взять на заметку поклонникам «Дюны» для выходов в свет:
Драпировка;
Пыльные и песчаные оттенки;
Струящиеся платья;
Серебристые ткани и «кольчуги»;
Накидки с капюшонами;
Геометричные детали;
Многослойность.
Третья часть экранизации Вильнёва, в основу которой должен лечь роман «Мессия Дюны», должна закончить эпическую трилогию. Фильм еще не запущен в работу, но, зная производственную прыть Голливуда, можно предсказать, что премьеру не придется ждать дольше пары лет. Звезды франшизы все так же будут на пике славы, чтобы восхищать фанатов своими выходами на красные дорожки — не меньше, чем гигантские черви, выныривающие из песков Арракиса.