Портрет «Персидки» кисти Ильи Репина выставят на торги в Московском аукционном доме 15 декабря,
«Мы ожидаем серьезную борьбу — картина будет желанна не только с точки зрения инвестиций, но и для любого коллекционера, обладающего музейными амбициями», — отметил коллекционер, историк искусств Сергей Подстаницкий.
Подлинность работы подтверждена экспертным заключением, автографом художника и дарственной надписью, поставленной рукой Репина на обратной стороне холста.
Что это за «Персидка»
Портрет темноволосой девушки в восточном наряде является этюдом к одной из самых узнаваемых картин Ильи Репина — «Садко в подводном царстве» (чаще просто «Садко»), которая была написана по заказу будущего императора Александра III в Париже в 1876 году.
Тогда автор «Бурлаков на Волге» путешествовал по Европе на пенсию Императорской академии художеств и знакомился с творчеством импрессионистов, которые в те годы активно набирали популярность в Париже. Легкие воздушные мазки французских живописцев не вдохновили российского художника, склонного к реализму, за что Репина журили критики. И «Садко» стал своеобразным ответом Репина на претензии в непонимании современных трендов. Вот что художник писал о своих замыслах критику Владимиру Стасову.
К слову, даже неискушенный зритель сегодня заметит, что «Садко» разительно не похож на самые известные полотна Ильи Ефимовича: нет здесь ни сурового реализма «Не ждали» с политическим подтекстом, ни высокой трагедии портрета Ивана Грозного с его убиенным сыном. Подводный сюжет действительно вызывает ассоциации с импрессионистами, которые тоже, кстати любили изображать живописные пруды с кувшинками, пытаясь передать, как свет меняет водную гладь. Но вернемся к новгородскому купцу с его путешествием к морскому царю.
В одном из вариантов былины подводный владыка, вдоволь наплясавшись, предлагает гостю выбрать себе невесту. Но сразу оговаривается, что надо будет «пропустить» первых триста претенденток, а потом вторых триста. И следующих триста, как уже догадывается читатель, тоже. Лишь девятьсот первой будет та, которую нужно взять в жены, подсказывает царь купцу. Новгородец не перечит воле подводного правителя и выбирает именно девицу Чернавушку.
Вставал Садке поутру ранешенько,
Поглядит: идет триста девушек красныих;
Он перво триста девиц про́пустил,
И друго триста девиц пропустил,
И третье триста девиц пропустил;
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка.
Брал тую Чернаву за себя замуж.
Цитата по книге
После свадебного пира Садко «не творит блуда» с молодой женой, а просыпается уже на берегу реки Чернавы недалеко от Новгорода и видит собственные корабли.
Этюд «Персидка» изображает одну из девушек, которые появляются перед Садко во время «смотрин». Национальность кандидатки в жены Садко, кстати, не упоминается в текстах, по крайней мере, в тех, что размещены в свободном доступе в Сети. Так что, по всей видимости, «рождение» «персиянки» обусловлено тем, что живопись нуждается в ярких осязаемых образах больше, чем эпический текст.
Да и вообще былины не отличаются развернутыми описаниями внешности персонажей, поэтому художник, вероятно, выдумал свою «Персидку» от начала и до конца. Так же, как автор поддельного портрета Ивана Грозного, который царь якобы прислал английской королеве, предлагая ей руку и сердце.