Есть предметы гардероба, без которых невозможно представить современную жизнь. Один из них — кроссовки. История этой удобной обуви насчитывает почти 250 лет. Первые подобия кроссовок появились еще в конце XVIII века! Этому предшествовало открытие каучука — прочного и недорогого материала, который использовали для создания подошв обуви рабочих и крестьян. А уже в середине XIX века компания U.S. Rubber Company наладила массовое производство такой обуви.
Как кроссовки из обычной спортивной обуви превратились в культовый предмет гардероба? Рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов.
Кроссовки Маркуса Конверса
С развитием спорта обувь начала модифицироваться. Первых успехов в этом достиг Маркус Конверс — в 1917 году он создал кроссовки для баскетбольной команды.
Популярной такую обувь сделал баскетболист Чак Тейлор, ставший лицом компании Converse. Он продвигал массовое использование кроссовок, которые впоследствии стали культовыми и приобрели статус классики. Кроме того, Тейлор добился, чтобы обувь марки Converse стала частью американской военной униформы во время Второй мировой войны.
Adidas и Puma
После того, как появились кеды Converse, братья-предприниматели Адольф и Рудольф Дасслеры из Германии разработали кроссовки с шипами для легкоатлетов. Первую удачную модель Дасслеры передали американскому спортсмену Джесси Оуэнсу, который завоевал четыре золотых медали на Олимпийских играх 1936 года и установил пять рекордов.
Это произвело настоящий фурор и стало хорошей рекламной компанией для фирмы Дасслеров. Однако братья не смогли справиться с внутренними политическими разногласиями, поэтому их совместная предпринимательская деятельность прекратилась. Они разделили производство на две фирмы — Adidas и Puma. До конца жизни братья так и не помирились.
Первые успехи Nike
Пик популярности кроссовок в США пришелся на 60-е годы. За это стоит благодарить предпринимателя Билла Бауэрмана, сооснователя фирмы Nike.
Билл Бауэрман был спортсменом и сторонником здорового образа жизни. Именно он приучил жителей небольших американских городков к спорту и упражнениям. А после поездки в Новую Зеландию, где спорт был еще популярнее, он понял, что ЗОЖ может повлиять и на продажу кроссовок.
Главным изобретением Билла Бауэрмана стали культовые беговые кроссовки Nike Cortez. Они приобрели огромную популярность после выхода фильма «Форрест Гамп» в 1994 году, где в них появлялся герой Тома Хэнкса.
Как на популярность кроссовок повлияли кино и музыка
Почти 90% всего современного гардероба сформировано под влиянием кинематографа. Герои фильмов часто появлялись на экранах в эпатажных и дерзких образах, а зрители мечтали быть на них похожими.
Одним из примеров для подражания стала Бэби, героиня Дженнифер Грей из шокирующего кинофильма «Грязные танцы». Она появилась на экране в белых кедах. Взбудоражили зрителей и футуристические кроссовки с автоматической шнуровкой и светящимися панелями из трилогии «Назад в будущее».
Идеи из кино подхватывали и культовые музыканты. Невозможно представить Курта Кобейна без пары Converse. Обычные люди начали подражать музыкантам, и так начался настоящий кроссовочный бум. В 90-е годы обувь Converse, Adidas, Puma, Reebok и Nike мечтали носить буквально все.
Феномен коллаборации Nike и Майкла Джордана
Коллаборация — совместный проект людей или организаций для достижения общих целей. Бренды часто создают коллаборации со звездами — музыкантами, спортсменами, актерами.
Первым результатом коллаборации фирмы и всемирно известной персоны стали кроссовки Nike Air Jordan, выпущенные впервые в 1984 году. Они были созданы Nike совместно с баскетболистом Майклом Джорданом.
На протяжении сорока лет модели кроссовок претерпевали самые разные изменения, которые соответствовали событиям из жизни знаменитого баскетболиста. Объемы продаж, которым способствовало лицо Майкла Джордана, были огромными. Дошло до того, что в Чикаго возле спортивного центра «United Center» установили статую Майкла Джордана. А обута она в модель Air Jordan IX, выпущенную в ноябре 1993 года.
Коллаборации с Канье Уэстом и Фарреллом Уильямсом
В XXI веке появились новые коллаборации, которые достигли колоссальных успехов. Скандальный рэпер Kanye West подписал контракт с Nike и активно принимал участие в разработке кроссовок. Было выпущено две модели Nike Air Yeezy: Air Yeezy в 2009 и Air Yeezy 2 в 2012. Цена на вторую версию известных кроссовок в расцветке «Красный октябрь» на сегодняшний день начинается от 2900 долларов США. Но в 2013 году Уэст прекратил сотрудничество с компанией и подписал контракт с немецким концерном Adidas.
В начале 2015 года рэпер представил миру сникеры Yeezy 750 Boost. В них не было ничего выдающегося — обычные замшевые ботинки на толстой подошве из каучука, однако средняя цена за пару составляла 700 долларов. Причина этому — удобство в повседневной носке, которое оценили не только коллекционеры, но и многие звезды шоу-бизнеса.
В июне 2015 года на полках магазинов появились новые сникеры Yeezy Boost 350 четырех расцветок. Они стоили уже 600 долларов, что вызвало еще больший ажиотаж среди потребителей. А в октябре того же года были выпущены кроссовки, за которыми выстраивались километровые очереди — Yeezy 950 Boost. На вид это обычные бабушкины тапочки: трикотажный эластичный верх, удобная и эластичная подошва. Но именно удобство, нелепый вид и авторство в лице Канье Уэста заставили людей полюбить эту модель.
Другой успешной коллаборацией стала совместная работа Adidas и американского рэпера Фаррелла Уильямса над яркими желтыми кроссовками с надписью «Human Race», что означает «раса людей». Кроссовки были выпущены небольшой партией, однако разошлись моментально. А все потому, что Фаррелл Уильямс является одним из самых ярких гуманистов XXI века — он пропагандирует терпимость, доброту, сострадание и счастье быть человеком.
Звезды и «кроссы» сегодня
На этом совместное творчество компаний и звезд поп-культуры не закончились. Puma решила не отставать от своих коллег и сделала коллаборацию с барбадосской дивой R’n’B Рианной. В результате получились очень эстетичные, удобные и доступные по цене кроссовки Puma Suede. Из-за популярности Рианны Puma пришлось выпустить кроссовки неограниченным тиражом — по всему миру фанаты певицы стремились заполучить эту обувь.
Сегодня коллаборации — один из лучших способов продвижения брендов, который не вредит репутации, расширяет аудиторию и повышает доход. Любая новая модель обуви от знаменитостей вызывает бурю эмоций у фанатов, поэтому коллаборации становятся с каждым годом все интереснее и неожиданнее.