Появился научный способ оценивать риск смерти в течение года. Как работают эпигенетические часы?

Метод основан на измерении биологического возраста

9 октября 2024Обсудить

Bihlmayerfotografie via Legion Media

Американские исследователи, статья которых опубликована в журнале Frontiers in Aging, представили свою разработку — эпигенетические часы CheekAge, способные на основании информации, полученной из мазка со слизистой оболочки ротовой полости, точно оценить риск смерти человека в течение предстоящего года.

Что такое эпигенетические часы и как они работают

Эпигенетические часы — это продукт машинного обучения, который способен определять биологический возраст человека (степень физиологической изношенности организма) на основании уровня метилирования ДНК, то есть специфического изменения молекулы ДНК со временем, в процессе старения. Считается, что биологический возраст гораздо больше говорит о состоянии здоровья человека, чем хронологический, то есть количество прожитых лет. Биологический возраст непосредственно связан со старением, риском развития тяжелых заболеваний, таких, как рак, и продолжительностью жизни.

В отличие от большинства других эпигенетических часов, которым для оценки биологического возраста требуются образцы крови, CheekAge натренировали на базе образцов мазков из ротовой полости, принадлежащих более чем 8 тысячам человек в возрасте от 18 до 93 лет. Исследователи исходили из того, что сдать такой мазок в домашних условиях гораздо проще, чем кровь, что важно для пожилых людей.

CheekAge сопоставляет данные о метилировании ДНК в клетках слизистой рта с данными о состоянии здоровья и образе жизни человека, учитывая различные факторы, такие, как уровень стресса, индекс массы тела, питание, курение, употребление алкоголя, качество сна, уровень физической активности. В результате получается индивидуальный балл, отражающий биологический возраст и вероятность смерти в течение ближайших 12 месяцев.

Как тестировали технологию

Исследователи протестировали точность прогноза CheekAge на данных о более чем 15 тысячах человек, родившихся с 1921 по 1936 годы, наблюдения за которыми вели с самого детства вплоть до смерти. Каждые три года эти люди сдавали образцы крови, что позволило отследить изменения в метилировании ДНК в клетках крови. К удивлению ученых, несмотря на то, что часы CheekAge учились на другом материале, точность прогноза не пострадала.

«Мы не можем предсказать, умрет ли кто-то в течение года или будет жить, мы можем отследить повышенный или пониженный риск смерти», — пояснил в комментарии для Live Science один из разработчиков CheekAge Максим Шохирев. В дальнейших планах ученых — изучение возможности применения теста для предсказания риска болезней, связанных со старением.

Ранее было названо психическое расстройство, которое увеличивает риск смерти, и это выглядит парадоксально.