СЕКТА
Агхори
Индуистская аскетическая школа, представители которой практикуют табуированные ритуалы: каннибализм, некрофилию, употребление алкоголя и наркотиков, медитации на местах захоронения и сожжения трупов. Численность неизвестна. Ведут бродяжнический образ жизни на территории Индии и Непала. Верят, что просветлению мешают восемь оков: чувственное наслаждение, гнев, жадность, одержимость, страх, невежество, гордыня и ненависть. На их разрушение и направлены ритуалы агхори.
ГЕРОЙ
Агхори-баба
Именем не пользуется. Баба — уважительное обращение к старику. Возраст — около 60 лет (в 2016-м. — Прим. Vokrugsveta.ru). Без определенного места проживания. Был встречен в индийском городе Варанаси вместе с учеником. Про жизнь до обращения в агхори не рассказывает, так как она не имеет для него значения. Говорит на хинди и санскрите.
«Агхори — тот, кто уходит от иллюзии этого мира и стремится познать реальность»
Меня зовут агхори-баба. У меня нет ничего: ни дома, ни одежды, ни семьи, ни имени. Я пришел в эту жизнь один, я проживаю ее один, и уйду я из нее также один. Как и другие агхори, я был рожден обычным человеком, но оставил свою прошлую жизнь. Сейчас я остановился в Варанаси, священном городе, где мечтает умереть любой индус.
Как распознать агхори? Странник, чьи волосы скатались в длинные дреды, тело обмазано пеплом, на лбу знак Шивы — закрытый третий глаз. Из имущества — посох с трезубцем, небольшой котелок, человеческий череп и четки из костей. Иногда покрывало на плечах.
Я не помню, как стал агхори. Годы странствий стерли воспоминания о прежней жизни. Вроде бы у меня была семья. Вроде бы я жил где-то в Харьяне, ходил на работу. Все, что было в прошлом, не имеет значения, как и мое имя, потому что все это, как мы говорим в Индии, майя — иллюзия. Агхори — тот, кто уходит от иллюзии этого мира и стремится познать реальность.
Мы часто не носим одежду, потому что одежда — собственность, а любая собственность ведет к привязанности. Мы покрываем тело только пеплом со смашана — погребального костра — в знак того, что в этом мире есть одна объективная реальность: смерть.
Мы ходим в одиночку из города в город, прося подаяние и помогая людям в том, о чем они просят. Все просят о разном. Какой бы ни была просьба, агхори не отказывают: для нас поступки не делятся на хорошие и плохие. Мы можем вызвать болезнь или выздоровление, смерть или богатство. Любой хороший или плохой поступок может иметь как хорошие, так и плохие последствия — всем правит карма. Агхори лишь помогают человеку осуществить задуманное.
Люди боятся нас, мы им отвратительны. Мы медитируем на трупах. Так мы освобождаем дух усопшего. Дух агхори тоже тренируется, мы преодолеваем свой страх и отвращение к смерти.
«Для агхори неважно что есть — мертвечину или манго»
Труп — самое жуткое и мерзкое, что может вообразить человек. Это смерть в материальном воплощении. Мы едим трупы. Кладем части тел на раскаленные угли и садимся вокруг них. Руки складываем за спиной, наклоняемся и откусываем куски плоти прямо с раскаленных углей. Часто настоящего агхори можно узнать по черному, обожженному языку.
Для агхори неважно что есть — мертвечину или манго. Мусор, гнилая еда с помоек, трупы животных, экскременты — все это для нас не более грязное, чем рис и карри. Все создано богом, поэтому одинаково священно. Все противоположности в этом мире равно иллюзорны. Осознавая такие понятия, как зло и мерзость, агхори осознают единую природу вселенной.
Секс — самое большое искушение в жизни мужчины. Если агхори будет полон желания, то о просветлении можно забыть. Агхори — монах. Убить свое мужское начало — первое, что надо сделать посвященному в агхору. Как только ученик начинает получать знания, железная цепь наматывается вокруг его пениса и перекидывается через плечо. Так агхори постепенно привыкает к боли, и пенис теряет чувствительность.
Мы совокупляемся с трупами. Этот ритуал — оплодотворение Тары, богини, которой мы поклоняемся. Агхори — это мужской аспект вселенной, Шива. Труп же символизирует женскую сторону вселенной, Тару. Актом совокупления агхори должен объединить в себе мужское и женское начало, чтобы приблизиться к пониманию объективной реальности. В этот момент он должен думать только о божественном. С чувственным удовольствием это не имеет ничего общего.
Наша богиня — священная мать, черная богиня разрушения Смашан-Тара, создательница всего существующего. Ее лицо — самое прекрасное в мире, она наша возлюбленная. Любой из нас ждет ее благословения, каждую ночь мечтает увидеть ее у изголовья.
Смашан-Тара выглядит устрашающе для тех, кто не понимает. Ее лицо грозно, изо рта вывалился кроваво-красный язык, на шее ожерелье из человеческих голов, а на поясе юбка из отрубленных рук. В ее четырех руках орудия убийства. Но я говорю вам: это самая милосердная богиня. Она убивает и уничтожает зло и невежество. Головы в ее ожерелье — пороки человека, руки — злые деяния. Только «отрубив» их, ты можешь освободиться. Тара разрушает страхи, привязанности, иллюзии и помогает выйти из круга перерождения.
«Агхори гложет лишь голод истины»
Агхори настолько хорошо обучаются управлять своей энергией, что обретают способность творить чудеса. Особенно могущественные агхори могут превращать одно вещество в другое, перемещаться во времени и пространстве, убивать и воскрешать на расстоянии. Но силы эти — сиддхи, как мы их называем, — всего лишь побочное явление, они не имеют никакого значения или важности для агхори. Сиддхи возникают сами по себе в результате занятий йогой и духовных практик.
Когда агхори хочет продвинуться в духовных практиках, он уходит медитировать в горы. Дни и ночи он проводит в одиночестве, без еды и воды, пока люди из окрестных деревень не узнают о нем. Они начинают приходить с подношениями, прося, чтобы агхори принес удачу в их семьи, исполнил их желания или помог им. Люди идут, превозмогая страх. Ведь обычно они боятся агхори и обходят стороной, но когда возникает проблема, например заболевает ребенок, все понимают: нет человека, способного помочь лучше, чем агхори.
Люди осуждают нас и за то, что мы пьем спиртное и курим гашиш. Но они забывают о том, что и бог Шива курил опиум, медитируя на горе Кайлас. Мы пьем и курим, чтобы не спать, сон отдаляет от состояния осознанности. Алкоголь и гашиш помогают сильному агхори на пути к просветлению: но нужно подчинить алкоголь и заставить работать на себя. Для слабого это большое испытание: если в опьянении агхори забывает свою цель и начинает наслаждаться состоянием, то он потерян — алкоголь подчинил себе агхори.
Многие называют себя агхори, но немногие следуют всем правилам. И только единицы становятся по-настоящему великими в этой жизни, то есть достигают просветления или приближаются к нему. Но это не значит, что остальные должны отчаиваться или сворачивать с дороги. Впереди нас ждет множество жизней, и есть много времени, чтобы достичь цели.
Есть среди агхори и просто попрошайки, которые убегают от кредиторов или обманутых жен. Ленивому человеку легко живется в Индии — богобоязненные люди охотно подают бедным. Ты никогда не узнаешь, кто перед тобой — могущественный практик агхори или мошенник. Да и не стоит стремиться это узнать. Через год попрошайка может стать просветленным, а могущественный практик, поддавшись искушению, — вернуться в материальный мир. У каждого своя карма, и каждого она приводит в то место, где он должен быть.
Агхори — тот, кто осознал: все, что он видит глазами и слышит ушами, — иллюзия, которая не имеет никакой ценности. Агхори гложет лишь один голод — голод истины. На своем пути он применяет те средства, которые действуют быстро, эффективно, бесповоротно. Встав на путь агхоры, ты можешь преуспеть, остаться на том же месте или разрушить себя. Но если что-то побудило тебя встать на этот путь, значит, ты уже ближе к истине, чем тот, кто никогда этого не делал.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Индия, Уттар-Прадеш, Варанаси
Площадь Индии: 3 287 590 км2 (7-е место в мире)
Население Индии: ~ 1 430 000 000 чел. (1-е место)
Плотность населения: 430 чел/км2
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ: Варанаси — один из старейших городов мира (XII век до н. э.), гхаты — ритуальные лестницы, спускающиеся к священному Гангу.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА: пропитанные сиропом сладости — гулаб джамун (шарики из сухого молока), джалеби (тонкие крендельки, хрустящие снаружи и тягучие внутри).
ТРАДИЦИОННЫЙ НАПИТОК: бханг — напиток Шивы на основе конопли с молоком, подается бесплатно в любом храме во время праздников.
СУВЕНИРЫ: сари, бутылка воды из Ганга.
РАССТОЯНИЕ ОТ МОСКВЫ ДО ВАРАНАСИ ~5000 км (от 8 часов в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 2,5 часа
ВИЗА оформляется в визовом центре заранее
ВАЛЮТА индийская рупия (1000 INR ~ 12 USD)
Фото: Alamy / Legion-Media, Alamy, NaturePL (x2) / Legion-Media, Getty Images, Zoonar GMBH RM / Legion-Media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2016, частично обновлен в августе 2023