Правда ли, что этой осенью у Земли появится вторая Луна? Объясняет астроном

На самом деле это не такое уж редкое явление

25 сентября 2024Обсудить
Правда ли, что этой осенью у Земли появится вторая Луна? Объясняет астроном

Фантазийная иллюстрация к новости о появлении у нашей планеты «мини-Луны» в буквальном прочтении. Изображение сгенерировано с помощью нейросети

Как сообщили недавно астрономы, в конце сентября Земля почти на два месяца обзаведется еще одним, временным, спутником — им станет небольшой астероид. Каким образом небесное тело окажется на подобной орбите, как будет выглядеть ночное небо над головой и возможно ли будет наблюдать этот объект, по просьбе портала Vokrugsveta.ru объясняет преподаватель астрономии Сергей Чумаков.

Астрономия, физика

Преподаватель астрономии, почетный доктор наук

Мы привыкли, что у Земли есть всего один естественный спутник — это Луна, чьё движение по небу и смена фаз знакомы каждому, независимо от уровня образования и места рождения. Однако недавно в СМИ появились заметки, в которых читателям сообщали о скором появлении второго спутника нашей планеты. Некоторые авторы даже призывали вооружаться биноклем, чтобы увидеть некую вторую Луну. Насколько правдива эта информация и стоит ли смотреть на небо в ожидании восхода двух лун сразу?

Легко попасть, трудно покинуть: сфера Хилла

Гравитация — самая слабая сила во Вселенной, но вездесущая. Она есть в любом уголке космоса, начиная от околоземной орбиты и заканчивая задворками самой далёкой галактики. Взаимодействуют с гравитацией любые тела, обладающие массой и даже электромагнитное излучение «замечает» её действие.

Земля, как нетрудно догадаться, притягивает к себе самые разные объекты, так же как и любое другое небесное тело. Но вот загвоздка, это не означает, что притяжение Земли не убывает с расстоянием. В астрономии существует понятие сферы Хилла. Это воображаемая сфера определённого радиуса, попадая внутрь которой астероид, планета или любой другой небесный объект, становятся пленниками гравитации тела, расположенного в центре сферы.

Радиус этой воображаемой фигуры зависит от массы того, что находится в её центре. Луна как раз вращается внутри земной сферы Хилла, но при определённых условиях может относительно быстро покинуть её, просто резко увеличив скорость после столкновения с каким-то сопоставимым по массе и размерам объектом. К счастью, этого не происходит, зато медленно движущийся астероид может залететь внутрь сферы и так в ней и остаться, превращаясь из свободно летящего в гравитационном поле Солнца объекта в спутник нашей планеты, постоянный или временный.

Кстати, по одной из гипотез, Тритон, самый крупный спутник Нептуна, миллиарды лет назад мог быть самостоятельной карликовой планетой, но однажды подошёл к Нептуну слишком близко, а потом и остался в плену его гравитации, не в силах покинуть сферу… Столь крупных тел, как Тритон, в окрестностях Земли и Луны нет, зато время от времени рядом с ними пролетают небольшие астероиды. И вот одни из таких, по расчётам астрономов, совсем скоро может стать временным спутником Земли.

2024 PT5: он к нам ненадолго

Специалисты Университета Комплутенсе Карлос и Рауль де ла Фуэнте Маркосы в сентябре обнародовали результаты интересного исследования — по их данным, 29 сентября этого года астероид 2024 PT5 будет захвачен гравитационным полем Земли. Фактически, астероид на 55 или 56 дней станет временным спутником нашей планеты, что происходит не так редко. По оценкам астрофизика Микаэля Гравника, у Земли в каждый момент есть хотя бы одни очень маленький астероид, который сопровождает её в собственном движении по орбите.

Вот только ни 2024 PT5, ни подобные ему объекты увидеть невооружённым взглядом нельзя, да и обнаружить телескопами крайне трудно: всё дело в их малых размерах и очень тёмной поверхности. Так что рассказы про восходы двух лун в октябре выдают скорее бурную фантазию авторов, чем их осведомлённость в делах астрономических.

Астероид, приблизившийся к Земле. Коллаж

Стоит так же обратить внимание, что 2024 PT5 покинет окрестности Земли менее чем через два месяца после сближения и поэтому полноценным спутником считаться вряд ли может, скорее квазиспутником. Так называют небесные тела, время обращения которых вокруг Солнца совпадает с таковым временем для Земли или другого массивного космического объекта. Эти небесные тела сопровождают Землю, то сближаясь, то удаляясь от неё.

Квазиспутники способны противостоять земным гравитационным путам, ведь они не входят внутрь сферы Хилла или буквально проскакивают по её краю. Их «отталкивает» от планеты и собственная довольно высокая скорость, и притяжение Луны, которое стоит принимать во внимание при расчётах орбит. Не совсем ясно, будет ли 2024 PT5 квазиспутником или всё же сделает вокруг нашей планеты несколько витков. После 29 сентября мы в этом убедимся.

Cледить за временной луной планеты ни невооружённым взглядом, ни в бинокль невозможно. Здесь будут задействованы самые мощные телескопы, которыми обладает наша цивилизация.

За пару лет до обнаружения 2024 PT5, летом 2022 года десятиметровый астероид 2022 NX1 так же близко подошёл к планете и оказался на краю её сферы Хилла. Возможно, на протяжении 22-х дней он был нашей временной луной, но затем покинул околоземное пространство и сейчас продолжает вращаться вокруг Солнца. Почему-то этот факт не вызвал волны публикаций с громкими заголовками…