Российские авиакомпании с 1 сентября авиакомпании получат право обездвиживать буйных пассажиров с помощью пластиковых наручников и ремней. Осенью вступит в силу соответствующее Постановление Правительства. К чему приведет нововведение, «Вокруг света» спросил эксперта в сфере транспорта.
Зачем наручники?
— Смысл решения в том, чтобы дать легальную возможность и средства экипажу воздушного судна для обеспечения безопасности на борту, — объясняет директор по продажам и маркетингу Nemo.Travel Владислав Шевцов. — Сейчас бортпроводники зачастую используют для этого подручные средства вместо специализированных.
Для пассажиров, которые соблюдают правила нахождения в воздушном судне, нововведение ничего не изменит.
— Что касается риска оказаться с агрессивным пассажиром, в том числе в состоянии опьянения, это, скорее, вопрос к сотрудникам авиакомпаний и аэропортов, которые осуществляют контроль на досмотрах и гейтах. Зачастую именно они допускают в салон человека в нетрезвом состоянии. Здесь стоит также ужесточить требования и не допускать на борт таких пассажиров, что положительно скажется на безопасности полетов, — считает эксперт.
Вероятность применения наручников и ремней будет одинаковой во всех классах обслуживания, рассуждает Владислав Шевцов.
— С бизнес-классом или эконом-классом это не связано, тут все зависит от конкретного человека. Правила одни для всех, и их необходимо соблюдать. Напомню, кстати, что у многих авиакомпаний существуют черные списки: попав туда, пассажир лишается возможности летать рейсами этого перевозчика, — полагает Владислав Шевцов.
Вопросы этики
Остается вопрос, не станет ли отношение кабинного экипажа к пассажирам более строгим и придирчивым, когда появится законное право применить сдерживающие средства. Возможны ли ситуации, когда наручники захлопнут на запястьях человека, не несущего опасности для окружающих?
— Если нарушены права пассажира, он, в соответствии с законом, имеет право для обращения в суд, — напоминает эксперт. — Компенсации и связанные с этим вопросы определяются именно решением суда. Сейчас у всех есть смартфоны с камерами, на которые можно записать как видео, так и аудио, которое может стать доказательством противоправных действий.
Владислав Шевцов напомнил: в салоне самолета почти всегда одновременно находятся несколько десятков или даже сотен пассажиров. В случае спорной ситуации все они становятся свидетелями и могут давать показания в суде.
— Таким образом, я бы не стал говорить о возможных злоупотреблениях со стороны экипажа. Авиакомпании также очень тщательно отбирают персонал, что исключает вероятность таких инцидентов, — подытожил эксперт.
Смотрите также фотогалерею «Вокруг света» со стюардессами разных стран мира.