Среднестатистический российский автовладелец самостоятельно выбирает место обслуживания автомобиля, а нередко лично приобретает необходимые запчасти, желая сэкономить на ремонте или по иным причинам. При этом есть риск нарваться на поддельные комплектующие, но, зная, что к чему, его можно свести к минимуму.
Какие запчасти отличаются от оригинальных
Прежде всего, сразу оговоримся: подделка и контрафакт — не одно и то же. Подделка — это когда ты купил тормозную колодку вроде бы уважаемого бренда, а она на самом деле сделана неизвестно из чего и, образно говоря, почти сразу рассыпается в труху. При этом сама запчасть напоминала оригинальную только визуально, и к уважаемому производителю это изделие никакого отношения не имеет.
Иное дело контрафакт. С одной стороны, это синоним подделки, но не только. Здесь важно, защищена ли запчасть патентом или иными исключительными правами. Если защищена, и ее выпустило стороннее предприятие — это контрафакт. Впрочем, есть нюансы законодательства, по которым в эту категорию может быть зачислена и вполне себе оригинальная продукция, ввезенная в страну с нарушениями. Например, без официального разрешения от производителя.
И есть еще третья категория — то, что в магазинах автозапчастей предлагают, как «китайский аналог, подешевле». Это не подделка и не контрафакт, это самостоятельный продукт, который не имеет рекламной поддержки и может оказаться как качественным, так и не очень. Узнать можно только на личном опыте.
На какие подделки можно нарваться чаще всего
Недобросовестные производители подделывают запчасти самых известных и уважаемых брендов. Чаще всего это расходные материалы: свечи зажигания и накала, тормозные колодки, фильтры, лампы. Расчет прост: товар наверняка купят, а на рекламу тратиться не нужно. Эмблему производителя и оригинальную упаковку при этом бессовестно копируют — порой даже внимательный продавец не сразу увидит отличия. Более сложные запчасти тоже порой подделывают, но реже, ведь денег они приносят меньше.
Есть немало схем производства и сбыта поддельных расходников. Допустим, есть завод, который официально производит масляные фильтры. На нем можно заказать партию аналогов, максимально похожих на оригинальный образец, но гораздо более дешевых. На беглый взгляд фильтр будет выглядеть так же, но складочек внутри окажется намного меньше, а материалы корпуса и «внутренностей» будут самыми бюджетными и низкокачественными. Кроме того, все, что можно заменить пластиком, непременно будет пластиковым. Упаковка не будет иметь дополнительной защиты вроде голограмм, а иногда можно и вовсе обойтись без нее.
Само собой, у официального дилера вы с таким безобразием не столкнетесь, а вот в магазинах, где есть запчасти чуть ли не для всех марок, — запросто. Не говоря уже о гипермаркетах, где многие с удовольствием берут автомобильные расходники. Бывает даже, что в коробке с несколькими оригинальными запчастями одна оказывается поддельной.
Маслом не испортишь?
Знаете, что подделывают даже чаще тормозных колодок и фильтров? Горюче-смазочные материалы. Главным образом — моторные масла. Менять масло в двигателе нужно раз в 7-10 тысяч километров пробега, так что спрос на него велик. При этом на любой автомобиль любой марки найдется до десятка рекомендованных взаимозаменяемых брендов масла. Названия многих производителей масла у всех на слуху, поэтому со сбытом поддельного масла проблем не возникает.
Розничную упаковку — канистры объемом от 1 до 5 литров — подделывают некачественно и редко. Пластик оригинальной упаковки обычно не проминается при нажатии, а этикетка защищена голограммой или QR-кодом, который стоит проверить. Подделывать все это дорого и неудобно, а вот в бочке может быть намешано что угодно: в лучшем случае — смесь базовых масел, а в худшем туда может попасть даже отработка.
Как уберечь автомобиль от подделок
Если нет времени внимательно изучать упаковку и содержимое, для начала проверьте среднюю цену в интернете. Если везде аналогичная запчасть стоит, например, 2000 рублей, то почему вам предлагают ее на треть дешевле?
Впрочем, время на изучение упаковки и внешнего вида детали потратить все же стоит — некоторые дефекты могут бросаться в глаза. При возникновении сомнений можно попросить у продавца сертификат на подозрительную запчасть. Если рисковать не хочется совсем, то стоит обратиться в авторизованный сервисный центр, где вам могут предложить оригинальную деталь или, если это возможно, ее аналог надлежащего качества.
События 2022 года сказались на наличии некоторых запчастей на российском рынке, что вызвало понятное беспокойство у автовладельцев, особенно у обладателей иномарок. Подделок в продаже не стало заметно больше (некоторые эксперты полагают, что доля поддельных комплектующих в России приближается к 30%), но качественные запчасти приобрести пока что можно.
В основном, восстановить их поставки удалось за счет так называемого параллельного импорта оригинальных деталей и аналогов приемлемого качества. Но с поставкой некоторых комплектующих, включая кузовные детали, проблемы действительно существуют.