История Русской православной церкви в СССР знала разные периоды. Были в ней и гонения властей, и так называемая православная амнистия Сталина, и духовное возрождение в последние десятилетие существования Советского Союза. На примере одного из московских храмов расскажем об отдельных ключевых эпизодах сложных и неоднозначных отношений советской власти с Церковью.
Речь идет о небольшом, но достаточно известном среди жителей российской столицы храме Воскресения Словущего, что расположен в районе станции метро Тульская неподалеку от древнейшего в Москве Свято-Данилова монастыря.
На век младше Москвы
Настоятель храма протоиерей Игорь Якимчук напомнил, что история Воскресенской церкви уходит корнями в ХIII век, когда в 1270–1280 годах сын Александра Невского святой благоверный князь Даниил Московский основал названную впоследствии в его честь обитель. В течение семи веков приходской храм часто оказывался в эпицентре различных критических эпизодов в судьбе России, в частности, в периоды похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1591 году и во время крестьянско-казацкого восстания Ивана Болотникова в 1606 году.
При этом, как указал отец Игорь, храм Воскресения Словущего стал не только свидетелем, но и активным участником многих исторических событий в России первой половины XX века. После Октябрьской революции 1917 года и спровоцированных ею антирелигиозных гонений церковь в течение шестнадцати лет еще продолжала функционировать — в отличие, например, от Даниловского монастыря, который сначала был закрыт формально в 1919 году, а потом уже и фактически в 1930-м.
Из-за национализации комплекса зданий старейшей православной обители остававшиеся к тому времени на свободе монахи Даниловской общины переселились в Воскресенский храм. Сюда же была перенесена и рака с мощами преподобного Даниила Московского.
Очаг православия в столице СССР
В этот период церковь Воскресения Словущего стала едва ли не главным духовным Центром советской столицы. Значительная часть православных Москвы посещала богослужения и исповеди, которые проводили такие выдающиеся церковнослужители, как архимандриты Даниил (Сарычев), Поликарп (Соловьев), иеромонах Анания (Алексеев). Подобный очаг православия в самом центре советской столицы не мог не вызывать раздражения и опасения властей, настроенных в тот период жестко антицерковно. После массовых арестов священнослужителей церковь Воскресения Словущего также закрылась в 1933 году.
Находившаяся в храме утварь была разграблена, как и перенесенная из монастыря рака, в которой хранились мощи первого московского удельного князя — преподобного Даниила. Судьба самих мощей, за исключением небольшой частицы, находящейся в Даниловском монастыре, остается до сих пор неизвестной. Вплоть до 1988 года здание храма занимали различные производственные учреждения, дольше всего — Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами.
В ходе упомянутых гонений 1931–1933 годов большая часть священников церкви и монашеской братии, в течение нескольких лет обитавшей в нем, подверглись репрессиям, многие расстреляны. Двое из них впоследствии прославлены в лике святых новомучеников РПЦ.
Как отметила катехизатор храма Воскресения Словущего Юлия Тютюненко, одному из преподобномучеников — архимандриту Серафиму (Щелокову) — принадлежит немало пророческих высказываний. Так, незадолго до смерти на молитвенном вечере он сказал: «Не время еще прийти антихристу, Церковь еще будет господствовать». Его предсказание претворилось в жизнь через полвека, когда в середине 80-х годов началось духовное возрождение России, нашедшее отражение и в судьбе Воскресенского храма.
Эта церковь была возвращена верующим, в ней были возобновлены богослужения и проведены значительные реставрационные работы, а также в полной мере восстановлена приходская жизнь. В настоящее время при храме действуют детская хоровая студия, воскресный кружок для малышей, а также волонтерская молодежная организация «Утро Воскресенья», которая на сегодняшний день является единственной инклюзивной молодежной организацией среди волонтерских приходских объединений Москвы.
«Всякая власть от Бога»
Примечательны слова другого новомученика Воскресенского храма, которые в полной мере отражают все перипетии и сложности в отношениях церкви и власти в СССР. Игумен Сергий (Чернухин), как следует из стенограммы его допроса в ОГПУ, не отрицая того, что в «настоящее время Церковь переживает большие гонения», заявил: «все это посылается за наши грехи, а насчет советской власти — то всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться».
Этот подход впоследствии стал одной из основ для «оттепели» в государственно-религиозном диалоге в Советском Союзе. Во время Великой Отечественной войны руководство страны и РПЦ перевернули темную, а иногда и кровавую, богоборческую страницу совместной истории и нашли в себе силы для объединения усилий перед лицом невиданной до этого угрозы со стороны фашистской Германии. Именно тогда власти окончательно отказались от намерения полностью ликвидировать религию в СССР, восстановили институт патриаршества, частично разрешили богослужения и прекратили открытые репрессии против священников.