Эквадор стал первой страной в мире, которая наделила фактически конституционными правами диких животных. Теперь они имеют право на существование, развитие врожденных инстинктов и свободу от непропорциональной жестокости, страха и страданий.
Решение было принято в связи с печальной историей шерстистой обезьяны по имени Эстреллита. Когда ей был всего месяц, примата забрали из дикой природы и сделали домашним животным. Восемнадцать лет она прожила в семье библиотекаря Аны Беатрис Бурбано Проаньо — там Эстреллита научилась общаться с людьми жестами и звуками, усвоила семейные обычаи.
В Эквадоре содержать дикое животное в качестве питомца незаконно. В 2019-м власти изъяли Эстреллиту и поместили в зоопарк. Хозяйка подала в суд, чтобы вернуть обезьянку — она попыталась доказать, что животное подвергли страданиям, оторвав от привычного для нее дома.
Через месяц после насильственного переезда в зоопарк у Эстреллиты произошла внезапная остановка сердца и дыхания. Обезьянка погибла, не пережив нанесенного ей стресса.
Судебное дело не остановили — оно основывалось на научных доказательствах сложного когнитивного и социального развития шерстистых обезьян. Защитники прав животного утверждали, что Эстреллита должна была обладать как минимум правом на физическую свободу.
Суд постановил, что права Эстреллиты были нарушены, но не только властями страны, но и семьей Бурбано. Чиновники не учли потребностей обезьяны перед переселением, а граждане допустили ту же ошибку, когда забирали примата домой.
Тринадцать лет назад Эквадор первым из стран закрепил права природы в Конституции. Это помогло, в частности, запретить добычу полезных ископаемых в охраняемом облачном лесу. До истории Эстреллиты было неясно, распространяются ли права природы на отдельных животных.
Теперь Верховный суд заявил, что дикие животные тоже обладают этими правами, и предложил разработать отдельный закон для защиты.