Рассказываем, чем занимается дизайнер путешествий — и о том, как начать такую карьеру. Разбираемся вместе с Александром Чурановым — основателем компании «Комбат-туры» и путешественником с огромным стажем.
Кто такой дизайнер путешествий
Это больше, чем даже самый опытный турагент. Задачи travel-дизайнера выходят за рамки бронирования авиабилетов и отелей. Это человек, который создает индивидуальные маршруты, соответствующие желаниям, интересам и бюджету путешественников.
Современные путешественники — люди искушенные. Банальный «отпуск на море» или «еще один выезд на природу» их не интересуют. Сегодня в тренде поездки, которые сочетают в себе несочетаемое: небанальные нетуристические места, культурный код местного населения, интересные экскурсии, комфорт качественных отелей и трансферов…
Тревел-дизайнер — как раз тот человек, который собирает все кусочки пазла воедино.
Задачи дизайнера путешествий
— Главное — хорошо понимать своих клиентов и их цели. Ищут ли они приключения, отдых, общение или сочетание всего вышеперечисленного? — говорит Александр Чуранов. — Например, компания специализируется на организации туров для предпринимателей, где путешествия сочетаются с нетворкингом. Задача travel-дизайнера — спланировать все так, чтобы люди могли и отдохнуть, и пообщаться, и найти новых партнеров.
Дизайнер путешествий должен хорошо разбираться в направлениях по всему миру. Как правило, это бывалые путешественники, которые сами исследуют места, разбираются в местной культуре, кухне и достопримечательностях — и на основе собранной информации формируют маршрут.
Управление логистикой и составление маршрута тоже ложится на плечи таких специалистов: важно спланировать каждую деталь, от размещения и транспорта до мероприятий и вариантов питания.
Например, если ваша специализация — этнографический туризм, предстоит заранее договориться с местными жителями о том, чтобы путешественники могли остаться у них на ночевку или обед, познакомиться с бытом. А если вы уверены, что поездка будет неполной без посещения определенного ресторана, нужно забронировать его для всех участников тура.
И еще один важный момент — готовность решить любые возникающие в ходе поездки вопросы. Если у вас «отвалился» трансфер, нужно заранее подготовить замену. Или, например, когда приключение зависит от погоды, стоит подготовить запасной вариант — что-то не менее интересное, чем путешественники смогут заняться в случае невозможности пойти по плану А.
Как собирается путешествие
«Собрать» путешествие — непростая задача. Чтобы сделать поездку, которой будут довольны участники, travel-дизайнер сначала сам отправляется на разведку и собирает необходимые данные.
— Когда мы формировали тур на Азорские острова, я изучал архипелаг, сам прошелся по туристическим и не очень маршрутам, попробовал местную еду, прочувствовал это место, попытался представить на моем месте участников будущего тура — людей с разным уровнем физической подготовки, разными интересами…
Это не самая простая задача — выбрать такие активности, которые понравятся всем, — рассказывает Александр. — Но настоящая перезагрузка случилась, когда я оказался на острове Сокотра в Индийском океане у побережья Сомали. Это нечто первозданное, неповторимое, там ты чувствуешь себя первооткрывателем иной вселенной.
Я понял, что должен создать дизайн путешествия, который сделает посещение Сокотры для других чем-то вдохновляющим и особенным. В итоге мы выстроили программу так, чтобы каждый участник почувствовал: Сокотра — больше чем просто «красивый остров».
Как правило, если кто-то что-то и слышал о Сокотре, так это то, что здесь хорошие пляжи и растут интересные драконьи и бутылочные деревья — на этом все. Но примером удачной работы дизайнера путешествий стал тур, в котором за неделю путешественники смогут познакомиться с Сокотрой и понять, что это больше чем красивый остров.
Все выверено до мельчайших деталей: здесь вам и инстаграмная (запрещенная в России экстремистская организация) лагуна Детва; и плато Диксам, где растут драконовые деревья и живут кочевники-бедуины; и каньоны с каскадами бассейнов…
Поездка спланирована таким образом, что путешественники успеют понежиться на пляже, подняться на вершины песчаных дюн, спуститься в пещеру протяженностью более 2 километров и добраться до самой восточной точки острова — мыса Рас Эрисал, где встречаются Аравийское море и Индийский океан… Деревья, кстати, тоже в программе есть!
Что касается сроков «дизайна» — дело это небыстрое. Александр посещал Сокотру в конце 2024 года, а первый тур по новому маршруту состоится только в декабре 2025-го.
Главное — соблюсти баланс
Одна из самых сложных для travel-дизайнера задач — не переборщить с активностями, но при этом «собрать» действительно интересное, яркое и небанальное путешествие.
— Почти каждый человек, отправляющийся в путешествие, хочет «перезагрузиться»: насытиться эмоциями, справиться со стрессом, получить впечатления — и вернуться домой с новыми силами. Но здесь важно соблюсти баланс: одновременно помочь участникам выйти за пределы обыденного, но не сделать программу для них тяжелой в физическом плане и перенасыщенной по эмоциям.
Например, мы регулярно возим людей на Камчатку — и здесь суть путешествия не только в прекрасной природе и активностях, но и в госте-эксперте, который едет с нами.
Люди получат возможность не только увидеть самые интересные и труднодоступные места полуострова, но и взглянуть на себя и свой бизнес с другой стороны, общаясь с экспертом, разбирая важные вопросы и ища на них ответы.
Такой формат — тоже дизайнерское путешествие, собранное, чтобы помочь людям раскрыться и получить возможности для саморазвития и построения бизнеса.
У антрополога Джозефа Кэмпбелла есть концепция, показывающая, что во все времена и во всех культурах существует единый сюжет: герой покидает привычный мир, сталкивается с испытаниями, трансформируется и возвращается обновленным. Именно по этому пути travel-дизайнеры и пытаются провести современных путешественников: дать им возможность испытать катарсис.
— Я в своей работе часто руководствуюсь таким понятием, как адаптивный интеллект, — рассказывает Чуранов. — Это навык, который раскрывается в нестандартных условиях. Это способность человека импровизировать, решать задачи «на ходу».
В обычной жизни все мы решаем задачи по шаблону с помощью привычных инструментов, но что, если таких инструментов нет под рукой? Например, мы организуем поездки для бизнесменов, где они могут не только отдохнуть, но и найти новые полезные знакомства, клиентов или партнеров. Но далеко не каждый человек хочет общаться с малознакомыми людьми, даже если вы вместе путешествуете.
А как установить новые бизнес-связи, если не общаться? Поэтому мы собираем путешествия так, чтобы людям необходимо было взаимодействовать. Например, в рамках ежегодной регаты путешественники становятся командой яхты — им приходится решать непривычные задачи (управлять кораблем), да еще и вместе с незнакомцами…
Тем не менее, люди объединяются, покоряют стихию вместе, заводят новые знакомства и — главное — получают те эмоции, которых не получили бы в обычной поездке.
Очень важно, чтобы, вернувшись домой, люди могли почувствовать, что стали лучшей версией себя.