Если находишься в море почти год, шторма не миновать. И как ни старайся «подстелить соломку» перед трансатлантическим переходом, предусмотреть все невозможно.
Чтобы уйти из зоны циклона, путешественники отклонились от первоначального курса к югу, но все же непогода их настигла.
Выдержав два шторма, члены команды вздохнули с облегчением — казалось бы, судно прошло испытание. Ночью стоявший на вахте капитан услышал треск — сломалась одна из опор, на которых держалась мачта. Пришлось срочно будить спутников и собирать вещи на случай, если она все же не выдержит и упадет.
Береговая команда связалась с Российским консульством в Бразилии, с местными спасательными службами и ВМФ. На помощь путешественникам отправили проходивший мимо английский сухогруз, но если бы экипаж согласился на эвакуацию, во-первых, пришлось бы бросить тримаран, а во-вторых, заплатить немалую сумму за спасательную экспедицию.
Кругосветчики предпочли укрепить мачту и отказаться от паруса, правда, из-за этого пришлось пересмотреть пункт назначения: изначально предполагалось двигаться к Сальвадору, но после поломки судно дрейфовало по направлению к Форталезе.
Помогло и то, что ВМФ Бразилии прислал путешественникам с патрульным катером 70 литров бензина, так что они смогли одолеть последние 150 миль, используя мотор. В целом переход через Атлантический океан занял 17 дней.
«Критическая ситуация показала, что мы не одни, в случае чего — нам помогут», — отмечает Евгений.
«Но шанс пойти на корм рыбам, тем не менее, был вполне реальный», — задумчиво откликается капитан экспедиции.
Капризная погода — не единственная трудность кругосветного плаванья. Экипаж находится в пути круглосуточно, а значит, каждые 3-4 часа нужно заступать на вахту. Дело ответственное — приходится следить за состоянием тримарана, за окружением, чтобы не столкнуться с каким-нибудь кораблем или бакеном, за курсом.
«Стоит чуть-чуть отклониться, и уже через несколько часов уйдешь очень далеко от цели, — поясняет Евгений. — Через 2 часа ночного бдения начинает клонить в сон, последний час требует прямо-таки героизма, и так — каждую ночь».
Удобства на крохотном судне не предусмотрены — купаться приходится в море. Хотя, казалось бы, путь лежит на юг, чтобы не замерзнуть, нужно надевать на себя по несколько комплектов теплой одежды — чем ближе Антарктида, тем холоднее.
«А труднее всего постоянно находиться в замкнутом пространстве, — делится руководитель экспедиции. — Люди от этого устают, да и друг от друга тоже. Это психологически тяжело».
И Станислав, и Евгений в один голос утверждают: главное в кругосветке — терпение. Психологическая и физическая подготовка, чувство юмора, умение преодолевать трудности — все это необходимо для того, чтобы терпеть.
«Наше путешествие — не романтика, а тяжелая рутинная работа, — объясняет капитан. — Она требует времени, которое буквально утекает сквозь пальцы. Самое главное — твердо знать, что цель стоит этого времени».
Плюс ко всему, добавились сложности, связанные с общемировой ситуацией. Сначала проблемы создавал ковид — путешественникам приходилось то и дело вставать на карантин, из-за чего заметно сдвинулись сроки поездки, так что вместо планировавшихся двух лет она растягивается на три.
В Марокко им и вовсе не дали сойти на берег — не было возможности ни принять душ, ни даже сходить в туалет. Только ограничения начали ослабевать, обрушились санкции. Пришлось срочно снимать с карты оставшиеся деньги, причем бразильский реал стал стоить вместо 15 рублей 32.
Руководитель Берегового штаба Юлия Калюжная срочно вылетела в Бразилию, чтобы привезти экипажу новые карты платежной системы Union Pay и антенну для навигационной системы «АИС» — из-за санкций мореплаватели оказались отрезаны от спутниковой связи.
Несмотря ни на что, кругосветное путешествие продолжается. Причем оно успело стать интернациональным — на нескольких этапах плавания к экипажу присоединились бразильцы.
«В палатке тримарана 4 спальных места, а нас со Стасом двое, — рассказывает Евгений. — И в Натале мы подумали — почему бы не взять еще одного человека, а то и двух? Во-первых, станет проще нести вахты, все же вставать дважды за ночь очень тяжело, мы уже через двое суток такой работы падаем от усталости. Во-вторых, желающие принять участие в экспедиции помогают пополнить ее бюджет».
Одна из основных целей команды — «народная дипломатия», при которой общение происходит на уровне обычных людей из разных стран. Тримаран и так вызывал живейший интерес у местных жителей, и в каждом порту его посещали от 50 до 100 человек. После того как появилась возможность поучаствовать в плаванье лично, идея народной дипломатии и дружбы народов вышла на новый уровень.
«Бразильцам, которые с нами ходили, все понравилось, — говорит Станислав. — Это очень легкие и позитивные люди, я с большим удовольствием с ними общался».
По мере того, как надувное судно идет по океану, все больше людей заходят на его борт в разных портах мира, чтобы пообщаться с нашими сибиряками. Все больше людей узнают о великих русских мореплавателях прошлого, по маршрутам которых следует упорный тримаран.
Команда провела уже несколько «уроков из океана», для каждого из которых экипаж снимает видеоматериалы на заранее выбранную тему по географии, а потом проводит видеоконференцию из открытого моря, чтобы расширить знания школьников и ответить на их вопросы. По окончании экспедиции все уроки планируется собрать в онлайн-курс.
Экипаж проводит научные исследования. Под днищем тримарана закреплен прибор, который передали аспиранты Томского университета систем радиоэлектроники и управления. Он автоматически фиксирует параметры окружающей среды.
Томское отделение ИЦАЭ снабдило команду тремя счетчиками Гейгера, с помощью которых каждые 20 миль замеряется уровень радиации. РГМУ ежемесячно проводит тесты, исследуя психологическое состояние основного состава экипажа — Евгения Ковалевского и Станислава Березкина.
Спортивный вызов поддерживает решимость команды, которая планирует установить мировой рекорд непрерывного плавания на тримаране и впервые в мире обогнуть на судне такого типа мыс Горн. С какими бы сложностями ни пришлось столкнуться современным русским кругосветчикам, их цели того стоят.
Поддержать кругосветную экспедицию на тримаране можно на сайте
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, июнь 2022