Профессия не для аллергиков: кто такой и чем занимается палинолог

Об особенностях своей профессии рассказал инженер лаборатории филогенетики и биохронологии ИЭРиЖ УрО РАН Арсений Галимов

21 июля 2024Обсудить

Кто такой палинолог?

Палинолог — это ученый, который изучает пыльцу растений и занимается реконструкцией климата. Однако с помощью этих частичек можно сделать множество других интересных вещей, например, вычислить преступника, найти причину пожара или даже заглянуть в будущее.

Профессия не для аллергиков: кто такой и чем занимается палинолог

Владислав Лоншаков / E1.RU

Об особенностях своей интересной профессии нашим коллегам из E1.ru рассказал палинолог, инженер лаборатории филогенетики и биохронологии ИЭРиЖ УрО РАН Арсений Галимов.

«Я занимаюсь историей растительности. Пытаюсь разобраться, как менялся состав флоры в прошлом, как это привело к той растительности, которая есть сейчас. Как леса тут появились и что с ними будет? Это всё можно посмотреть в прошлом, — объяснил исследователь. — Например, 120–80 тысяч лет назад на Урале тоже были леса, причем соответствующие более теплому климату. Они росли, расцветали, а потом умерли. Используя эту растительность как аналогию современной, мы можем посмотреть, как возникли наши леса в начале периода голоцена, как они сейчас развиваются, сколько еще будут жить».

Так, ученый рассказал, что никто никогда не вырубал леса в таких масштабах, как это делают в нашу эпоху. Но они бы все равно исчезли. Вопрос в том, насколько этот процесс ускоряется вырубкой. Это одна из важных задач современной палинологии: установить, через сколько лет леса исчезнут без учета вырубки.

Палинология — это наука на стыке ботаники, геологии, палеогеографии и палеоботаники. Она связана с изучением пыльцевых зерен и спор растений, грибов.

Как работают палинологи

По словам ученого, реконструкции климата можно сделать разными способами. Он это делает с помощью пыльцы растений, которая нужна им для размножения.

В природе существует много видов пыльцы, выглядит она очень по-разному. При этом оболочка у нее очень стойкая, в подходящих условиях с ней ничего не происходит на протяжении тысяч лет. Например, в болотах, озерах, пещерах, поделился ученый.

Когда пыльца собрана, ученые смотрят, что какая она, сколько ее. Затем данные из разных мест заносят в сводные таблицы и диаграммы. С помощью этих таблиц можно узнать, как изменяются сроки пыления растений, какие растения и в какой промежуток времени цвели на этой территории. И какой была погода в том месте, где собрали пылинки.

<p>Арсений Галимов</p>

Если мы хотим не просто установить, было ли тепло или холодно, влажно или сухо на этой территории, а желаем узнать конкретные показатели, например сколько было градусов, тогда мы составляем список растений, пыльцу которых обнаружили. И, например, составляем диаграмму, на которой одна ось — это температура, другая — уровень влажности.

Есть другой вариант, отметил ученый. Взять ископаемый спектр пыльцы и сравнить его с современными пыльцевыми спектрами рядом с метеостанциями по стране. Современные спектры отражают состав растительности за последние 30 лет, а данные с метеостанции показывают, какие климатические параметры были в эти годы.

«Если данные по пыльце совпадают, то и температура и влажность, при которых существовали эти растения, будут совпадать. Так мы получаем климатическую кривую, то есть узнаем, как менялся климат во времени», — рассказал Арсений Галимов.