2 июля 1937 года с аэродрома города Лаэ (Папуа — Новая Гвинея) взлетел двухмоторный самолет «Локхид Модель 10 Электра» знаменитой летчицы Амелии Эрхарт, совершавшей рекордный кругосветный полет. В тот день Эрхарт и ее штурман Фред Нунан должны были добраться до крохотного острова Хауленд в Тихом океане, чтобы дозаправить самолет и продолжить путь. Однако мечте Эрхарт о новом рекорде не суждено было сбыться — ее самолет бесследно пропал, а тайна гибели Амелии Эрхарт до сих будоражит умы тысяч людей. В годовщину ее исчезновения «Вокруг света» публикует подборку фактов о величайшей летчице своего времени.
Эрхарт стала 16-й лицензированной летчицей
28 декабря 2020 года 23-летняя Амелия Эрхарт впервые поднялась в небо — за штурвалом самолета находился пилот Фрэнк Хоукс, который прокатил ее за 10 долларов. В тот же день Эрхарт приняла решение стать летчицей, и уже через пять дней она начала обучение. Ее наставницей стала Анита Снук — первая женщина, получившая диплом школы авиации Кертиса, и первая женщина — владелец коммерческого аэродрома. Вскоре учительница и ученица стали подругами.
Летом 1921 года Эрхарт купила поддержанный биплан «Киннер Эйрстер», на котором они летали вместе со Снук. В октябре 1922 года Эрхарт удалось поднять свой биплан, прозванный «Канарейкой», на высоту 4,3 километра — это был рекорд для женщин-пилотов и первый среди множества рекордов Амелии Эрхарт. 15 мая 1923 года Эрхарт получила лицензию пилота Международной авиационной федерации, став 16-й женщиной в списке обладателей такой лицензии.
Амелия Эрхарт в одиночку пересекла Атлантику
В 1932 году Эрхарт взялась повторить рекорд Чарлза Линдберга, который в одиночку перелетел Атлантический океан пятью годами ранее. 20 мая 1932 года она вылетела из канадского городка Харбор-Грейс на красном самолете «Локхид Вега 5B» и взяла курс на Париж. В этом полете она столкнулась с сильным ветром, обледенением и техническими проблемами. Добраться до Парижа Эрхарт не смогла: через 15 часов после взлета ей удалось посадить самолет на поле в Северной Ирландии. «Вы прилетели издалека? — спросил работник фермы». «Из Америки», — ответила Эрхарт.
Летчице не удалось полностью повторить рекорд Линдберга, но Атлантика была покорена. За это достижение Эрхарт получила от Конгресса США Крест летных заслуг, золотую медаль Национального географического общества США от президента Герберта Гувера и орден Почетного легиона от правительства Франции.
После этого перелета Амелия Эрхарт стала одной из самых знаменитых женщин в мире. Она познакомилась со многими известными людьми, включая супругу президента Франклина Рузвельта Элеонору, которая разделяла многие увлечения Эрхарт. После нескольких полетов с Амелией Эрхарт Элеонора Рузвельт получила ученическую лицензию пилота, но продолжать обучение не стала.
Летчица хотела завершить карьеру после кругосветного перелета
С 1930 по 1935 год Эрхарт установила семь рекордов скорости и дальности перелета для женщин. Среди прочего она стала первой, кому удалось совершить перелет из Гонолулу (Гавайи) в Окленд (штат Калифорния). В 1935 году Амелия Эрхарт задумала совершить рекордно длинный кругосветный перелет, держась как можно ближе к экватору. После этого полета она планировала завершить активную карьеру пилота.
Для нового перелета Эрхарт получила двухмоторный самолет «Локхид Модель 10 Электра». Первая попытка кругосветного перелета, предпринятая в марте 1937 года, не удалась: на втором отрезке перелета передняя стойка шасси самолета сломалась во время взлета, и «Электра» врезалась винтами во взлетную полосу. Эрхарт и ее спутники остались живы, но перелет пришлось отложить на несколько месяцев. Также летчица решила лететь с запада на восток, а не с востока на запад и взять с собой только одного штурмана, Фреда Нунана.
1 июня 1937 года Эрхарт и Нунан вылетели из Майами на отремонтированной «Электре». Спустя месяц они преодолели 35 тысяч километров пути и добрались до Папуа — Новой Гвинеи 29 июня. Им предстояло пролететь еще 11 тысяч километров над Тихим океаном, этот отрезок пути считался самым сложным. Сперва Эрхарт должна была пролететь четыре тысячи километров до острова Хауленд, где для ее самолета специально построили взлетно-посадочную полосу. Оттуда летчице предстояло добраться до Гонолулу, а потом «Электра» должна была долететь до Окленда по уже знакомому летчице маршруту.
В тот день у берегов Хауленда самолет Эрхарт ждал корабль береговой охраны США «Итака», который выступал в роли радиомаяка для самолета отважной летчицы и подавал ей дымовые сигналы. Эрхарт вышла на связь и сообщила, что они с Нунаном находятся неподалеку, но не могут найти остров. До Хауленда «Электра» так и не добралась. Масштабные поиски, начатые через несколько часов после того, как самолет Эрхарт должен был исчерпать запасы топлива, продолжались две недели, но не дали результатов. В январе 1939 года Эрхарт была объявлена погибшей.
Исчезновение Эрхарт породило много конспирологических версий
Большинство историков и биографов Эрхарт сходятся во мнении, что ее самолет упал в океан недалеко от Хауленда и покоится на дне, однако существует немало иных версий ее гибели. Так, по одной из них, Эрхарт и Нунан были захвачены японцами и содержались в плену на Сайпане, а затем были убиты. Не менее экзотическая версия гласит, что Эрхарт осталась жива и вернулась в США, где прожила остаток жизни под другим именем.
Наиболее убедительная из альтернативных версий гласит, что летчице удалось найти землю, и она совершила посадку на необитаемом острове Никумароро, расположенном в 600 километрах от Хауленда. Косвенно в пользу этой версии свидетельствуют некоторые находки, сделанные на Никумароро, включая один человеческий скелет, но все попытки отыскать там обломки самолета Амелии Эрхарт потерпели неудачу.
Кругосветный перелет Амелии Эрхарт повторили через 30 лет
В 1967 году американка Энн Пеллегрено, родившаяся в год исчезновения Амелии Эрхарт, повторила ее кругосветный перелет практически на таком же самолете «Локхид» с экипажем из трех человек. Пеллегрено посвятила свой полет памяти Эрхарт. 2 июля 1967 года она сбросила над Хаулендом венок в честь отважной предшественницы и ее штурмана.