Об обучении в Средневековье рассказывает педагог высшей квалификационной категории, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Надежда Проняева.
Европейское Средневековье сегодня воспринимается временем загадочным: принято считать, что появление уникальных культурных ценностей в этот период происходило на фоне чуть ли не всеобщего невежества, грубости нравов, да еще и разгула эпидемий чумы. В эти Темные века и складывалась новая система образования. Средневековая школа переняла античные традиции, но вскоре совершенно изжила их. Именно благоадря ей возникли университеты. Разговоры о средневековой школе не утихают вплоть до нашего времени.
Школа в средневековой Франции
Во Франции, как и во всей средневековой Европе, ядром школьной системы было осознание важности божественного устройства мироздания. Главным для человека было соответствие принципам «спасения души» от греховности. Процветал аскетизм, чтение исключительно богослужебных текстов — Библии и трудов отцов церкви. В школах при монастырях, приходах и епископствах обучались исключительно мальчики. Наиболее способных учеников отбирали для продолжения духовного служения.
В 789 году король Карл Великий издал приказ об увеличении количества монастырских школ и скрипториев — центров по переписке текстов для нецерковных учеников. Это был мощнейший прорыв для распространения грамотности среди широкого населения во Франции.
Обучение, как и во всех европейских школах, проходило на латыни и было подчинено тотальному контролю со стороны католической церкви. Позднее, в XII–XIII веках, во французских школах появилось новое философское направление — схоластика, подкрепляющая религию философской доктриной. Это в некоторой степени позволило, говоря образно, примирить веру и разум, религию и науку.
Долгое время основными предметами в школе были так называемые «семь свободных искусств» — арифметика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, риторика и диалектика. Такой прообраз учебной программы еще в VI веке предложил Северин Боэций, римский государственный деятель и христианский теолог.
Некоторые отличия наблюдались в образовании детей феодалов, которых обучали «семи рыцарским доблестям» — верховой езде, охоте, плаванию, фехтованию, умению слагать стихи и петь, владеть копьем, мечом и щитом, играть в шахматы. Звучит забавно, но многие рыцари, даже овладев своими «профессиональными добродетелями», были неграмотны, так как обучение чтению и письму не было для них обязательным.
Важнейшим и поворотным моментом в системе средневекового образования стало возникновение светских школ, а особенно университетов. В Европе их зарождение пришлось на XII–XIV века.
Непосредственно во Франции начале XIII века появился один из первых европейских университетов, ставший самым престижным на долгие века, — Парижский университет. Позже он чаще всего назывался по имени вошедшего в его состав богословского коллежа, который основал духовник короля — Робер Сорбон. Речь идет о знаменитой Сорбонне, выросшей из богословской школы-приюта.
Курс обучения в ней длился 10 лет, а в качестве выпускного экзамена студент должен был выдержать диспут с шести утра до шести вечера с двадцатью профессорами, которые сменяли друг друга через каждые тридцать минут. Только выдержав это жесткое испытание, студент получал степень доктора и знаменитую черную шапочку.
Школа в средневековой Англии
Учеба в средневековой Англии была построена на тех же принципах, что и во Франции, но возможность обучаться была привилегией исключительно богатых горожан. Стимулом для развития образования в Англии явилась торговля, так как неграмотное население не могло активно включаться в развивающийся мир торговых отношений.
Главным языком для всех видов социального взаимодействия в средневековой Англии была латынь, поэтому и в школах все предметы преподавались на латинском языке.
Дисциплина в школах была очень суровой, а любая семья, имевшая сына, но не дающая ему образование, могла быть серьезно оштрафована. Позднее и девочкам из семей богатых горожан предоставлялась возможность получать образование. При этом большое внимание уделялось певческому и музыкальному образованию девиц.
Первым университетом в Англии становится Оксфорд, где уже с XI века начинается образовательная деятельность. Кембридж получает статус университета в XIII веке.
Английские университеты обладали особенностью: в них приоритет в обучении отдавался соотечественникам, а не иностранцам, что было характерно для университетских программ других стран средневековой Европы.
Школа в средневековой Чехии
В средневековой Чехии ситуация с образованием в школах была более прогрессивная. Согласно сохранившимся трактатам, обстановка в чешских школах не была такой суровой, как во Франции и в Англии. Ученики чувствовали себя свободнее, хотя ощущался контроль и серьезная ответственность перед католическими устоями.
Знаменитым чешским университетом считался Карлов университет в Праге, основанный в 1348 году. Прообразом для него послужил Парижский университет, где ранее, по всей вероятности, получали образование чешские короли.
Изначально у университета не было собственного помещения, а занятия проводились в церковных школах и в соборе Святого Вита. Позднее университет перенесли в центр Праги, а в его стенах проходило обучение по двум ветвям. Первую составляли грамматика, риторика и диалектика, вторую — арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Школа в Древнерусском государстве
Множество причин не позволяло Древнерусскому государству держать высокую планку образования и перенимать в полной мере уже имевшийся в других странах опыт. Долгое время лишь берестяные грамоты позволяли передавать письменные тексты, прогресс не мог войти в образовательную систему.
В то же время на Руси формировался особый культурный мир, в котором присутствовали обобщенные образовательные принципы, особое внимание к общечеловеческим ценностям и к тому, чтобы они передавались от поколения к поколению. Для детей из феодальной знати существовала отдельная форма воспитания — «кормильство». Княжича в возрасте пяти-семи лет отдавали на воспитание в другую семью, к кормильцу, которого князь выбирал из числа уважаемых бояр. Кормилец не только воспитывал и наставлял, но и управлял делами от имени воспитанника.
Из фольклора и по историческим материалам нам знаком еще один не менее интересный способ воспитания — «дядьки». Детей отдавали на воспитание брату матери — родному дяде (много позже «дядьками» стали называть мужчин-воспитателей дворянских детей).
Большую роль в образовательном процессе играли монастыри. Например, в монастырях XIV века учились не только монахи, но и люди, которые хотели овладеть грамотой и читать книги. Именно при монастырях в Средневековье получали элементарное образование дети из знатных или из зажиточных семей.
Упадок, распространившийся на все стороны жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия, привел и к отставанию в системе образования молодежи. Позднее, к XV веку, благодаря формированию русского централизованного государства с центром в Москве, стали появляться условия для развития приходских школ при храмах и монастырях, где могли получать коллективное образование уже более широкие слои населения.
В XVI веке происходит поступательное движение по образованию населения. Постепенно сложилась и методика начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте, который применялся издавна, сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (с помощью букв кириллицы) в обиход вошли арабские цифры. В обучении детей стали применяться связные тексты для чтения, чаще всего это были псалмы из Псалтыря.