На днях в интернете был опубликован разговор российских блогеров с главой министерства иностранных дел Финляндии. Два автора медиаконтента, которые называют себя Вован и Лексус, позвонили Элине Валтонен по видеосвязи от лица одного из африканских политиков и по-английски задали несколько вопросов об отношениях с Россией, Польшей и Украиной, а также о ядерном оружии. Затем собеседником блогеров стал руководитель шведского МИДа Тобиас Билльстрем, с ним побеседовали об акциях по сожжению Корана и подробно расспросили политика о его взглядах на Россию.
Такие ролики называют пранками. Это примерно то же, что розыгрыш, но в эпоху интернета термин приобретает новые смыслы. Как пранки изучает современная социология, мы поговорили с доцентом кафедры социологии и политологии ПНИПУ Константином Антипьевым.
Что такое пранк
Если брать происхождение слова пранк, то оно имеет английские корни. Словом prank обозначали проказу, выходку или шутку. В российском обществе слово стало использоваться в 2000-е годы в связи с развитием мобильной связи и интернета. Но пранк не является новым социальным явлением.
Это веселило и давало порцию адреналина, особенно когда жилец выбегал из квартиры, либо разражался гневной бранью. Наличие стационарных телефонов также подталкивало к розыгрышам случайных людей. Набор шуток не изобиловал разнообразием: «Алло! Это зоопарк? — Нет! Это квартира! — А почему обезьяна у телефона?».
Звонить в госорганы, а тем более разыгрывать ответственных лиц мало кто решался, ведь даже советский ребенок знал, что по номеру телефона можно было вычислить звонившего и придется отвечать за шалости. В целом те пранки были безобидными и не имели последствий.
Пранки нашли отражение и в продуктах массовой советской культуры. Наиболее запоминающийся телефонный пранк в советском кино реализовал мошенник Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», разыграв женским голосом стоматолога Шпака.
Развитие телефонии и интернета вывели пранки на совершенно другой уровень. Открылось огромное поле для розыгрышей как обычных людей, так и медийных фигур. Слово пранк уже не вызывает у многих граждан непонимания, ведь удачные пранки часто освещают телеканалы.
Как пранки рассматриваются в социологии
Самих пранкеров можно рассматривать как субкультурную социальную группу. Она, как и многие современные субкультуры, виртуальная. Пранкеры общаются, обмениваются данными через создаваемые группы, чаты. Личные контакты минимальны, да они и не нужны. Есть свои лидеры, свои любимые жертвы, используемые технологии, сленг.
Пранкеры стремятся дольше сохранять анонимность, это еще больше подогревает интерес к их розыгрышам. В основном, пранкеры — это молодые люди. Широкое распространение пранки получили на площадке YouTube. Пранкеры там делают свои розыгрыши не столько для личного веселья, сколько для привлечения просмотров.
Еще пранк рассматривают как вид троллинга, то есть форму социальной провокации или издевательства в сетевом общении. Задача пранкера — не только получить от жертвы информацию, но и вывести ее на эмоции. В основном пранки безобидны. К примеру, они стараются соблюдать этические нормы. Неприемлемо разыгрывать инвалидов, тяжело больных людей, детей, затрагивать трагедийные темы, над которыми не стоит шутить.
Но, есть и те, кто нарушает эти запреты ради известности. Например, пранкер Евгений Вольнов, который после пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня» стал распространять ложную информацию о большом числе жертв. Это закончилось для него заочным приговором суда. Тут пранк превратился в телефонный терроризм.
Как пранкеры работают
Часто пранкеры выбирают медийных личностей, фамилии которых на слуху: музыкантов, актеров, политиков. Реже жертвами пранков становятся обычные люди. После определения героя идет поиск контакта, изучение информации о нем, построение схемы диалога.
Российские пранкеры Лексус и Вован обычно выбирают политиков из недружественных стран, поэтому их не без основания подозревают в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Просто так в Сети не найдешь номер телефона статусной жертвы, да и политики часто не отвечают на звонки с незнакомых номеров.
Такие политические розыгрыши сразу попадают в орбиту внимания СМИ, особенно если жертва «наговорила лишнего» или противоречила в разговоре своим же публичным высказываниям.
Для пранкера принципиально важно установить контакт с жертвой, получать развернутые ответы, провоцировать резкие высказывания.
Чем больше экспрессии проявит собеседник пранкера, тем больше будет внимание публики. Идеально, если жертва использует нецензурные выражения, нелестно отзывается о других лицах, это позволяет поднимать просмотры и улучшать известность.
Почему пранки популярны
Во время пранков звезды шоу-бизнеса или политики раскрываются, снимают с себя маски. Они становятся похожими на обычных людей, несколько наивных и даже порой глуповатых. Простым людям нравится, когда разыгрывают знаменитостей, особенно политиков. Ведь, согласно распространенному стереотипу, политики сами дурачат обывателей.
Кроме того, интересно наблюдать не только за реакцией жертвы, но и за актерской игрой самого пранкера. Ведь он должен как можно дольше «удерживать» жертву, вытягивать из нее скрываемую на публике информацию. В пранке до конца сохраняется интрига: непонятно, как жертва будет реагировать, узнав, что ее разыгрывают.
Когда в России впервые начали рассказывать анекдоты о поручике Ржевском и есть ли у него реальный прототип, читайте тут.