Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Провокация как метод работы: кто такие пранкеры и зачем они разыгрывают известных людей

Поговорили с социологом о том, что такое пранк и почему эти видео стали так популярны

13 октября 2023Обсудить
Провокация как метод работы: кто такие пранкеры и зачем они разыгрывают известных людей
Источник:

телеграм-канал Вована и Лексуса; коллаж: Александр Чатикян / Vokrugsveta.ru

На днях в интернете был опубликован разговор российских блогеров с главой министерства иностранных дел Финляндии. Два автора медиаконтента, которые называют себя Вован и Лексус, позвонили Элине Валтонен по видеосвязи от лица одного из африканских политиков и по-английски задали несколько вопросов об отношениях с Россией, Польшей и Украиной, а также о ядерном оружии. Затем собеседником блогеров стал руководитель шведского МИДа Тобиас Билльстрем, с ним побеседовали об акциях по сожжению Корана и подробно расспросили политика о его взглядах на Россию.

Такие ролики называют пранками. Это примерно то же, что розыгрыш, но в эпоху интернета термин приобретает новые смыслы. Как пранки изучает современная социология, мы поговорили с доцентом кафедры социологии и политологии ПНИПУ Константином Антипьевым.

Что такое пранк

Если брать происхождение слова пранк, то оно имеет английские корни. Словом prank обозначали проказу, выходку или шутку. В российском обществе слово стало использоваться в 2000-е годы в связи с развитием мобильной связи и интернета. Но пранк не является новым социальным явлением.

<p>Константин Антипьев</p>

«Еще в СССР дети звонили в дверные звонки и убегали, прячась в подъезде, ожидая бурной реакции жертвы».

Это веселило и давало порцию адреналина, особенно когда жилец выбегал из квартиры, либо разражался гневной бранью. Наличие стационарных телефонов также подталкивало к розыгрышам случайных людей. Набор шуток не изобиловал разнообразием: «Алло! Это зоопарк? — Нет! Это квартира! — А почему обезьяна у телефона?».

Звонить в госорганы, а тем более разыгрывать ответственных лиц мало кто решался, ведь даже советский ребенок знал, что по номеру телефона можно было вычислить звонившего и придется отвечать за шалости. В целом те пранки были безобидными и не имели последствий.

Пранки нашли отражение и в продуктах массовой советской культуры. Наиболее запоминающийся телефонный пранк в советском кино реализовал мошенник Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», разыграв женским голосом стоматолога Шпака.

Развитие телефонии и интернета вывели пранки на совершенно другой уровень. Открылось огромное поле для розыгрышей как обычных людей, так и медийных фигур. Слово пранк уже не вызывает у многих граждан непонимания, ведь удачные пранки часто освещают телеканалы.

Как пранки рассматриваются в социологии

Самих пранкеров можно рассматривать как субкультурную социальную группу. Она, как и многие современные субкультуры, виртуальная. Пранкеры общаются, обмениваются данными через создаваемые группы, чаты. Личные контакты минимальны, да они и не нужны. Есть свои лидеры, свои любимые жертвы, используемые технологии, сленг.

Пранкеры стремятся дольше сохранять анонимность, это еще больше подогревает интерес к их розыгрышам. В основном, пранкеры — это молодые люди. Широкое распространение пранки получили на площадке YouTube. Пранкеры там делают свои розыгрыши не столько для личного веселья, сколько для привлечения просмотров.

Провокация как метод работы: кто такие пранкеры и зачем они разыгрывают известных людей
Источник:
Shotshop

Еще пранк рассматривают как вид троллинга, то есть форму социальной провокации или издевательства в сетевом общении. Задача пранкера — не только получить от жертвы информацию, но и вывести ее на эмоции. В основном пранки безобидны. К примеру, они стараются соблюдать этические нормы. Неприемлемо разыгрывать инвалидов, тяжело больных людей, детей, затрагивать трагедийные темы, над которыми не стоит шутить.

Но, есть и те, кто нарушает эти запреты ради известности. Например, пранкер Евгений Вольнов, который после пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня» стал распространять ложную информацию о большом числе жертв. Это закончилось для него заочным приговором суда. Тут пранк превратился в телефонный терроризм.

Как пранкеры работают

Провокация как метод работы: кто такие пранкеры и зачем они разыгрывают известных людей
Источник:

телеграм-канал Вована и Лексуса

Часто пранкеры выбирают медийных личностей, фамилии которых на слуху: музыкантов, актеров, политиков. Реже жертвами пранков становятся обычные люди. После определения героя идет поиск контакта, изучение информации о нем, построение схемы диалога.

Российские пранкеры Лексус и Вован обычно выбирают политиков из недружественных стран, поэтому их не без основания подозревают в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Просто так в Сети не найдешь номер телефона статусной жертвы, да и политики часто не отвечают на звонки с незнакомых номеров.

Такие политические розыгрыши сразу попадают в орбиту внимания СМИ, особенно если жертва «наговорила лишнего» или противоречила в разговоре своим же публичным высказываниям.

Для пранкера принципиально важно установить контакт с жертвой, получать развернутые ответы, провоцировать резкие высказывания.

<p>Константин Антипьев</p>

«Рутинный разговор никому не будет интересен».

Чем больше экспрессии проявит собеседник пранкера, тем больше будет внимание публики. Идеально, если жертва использует нецензурные выражения, нелестно отзывается о других лицах, это позволяет поднимать просмотры и улучшать известность.

Почему пранки популярны

Во время пранков звезды шоу-бизнеса или политики раскрываются, снимают с себя маски. Они становятся похожими на обычных людей, несколько наивных и даже порой глуповатых. Простым людям нравится, когда разыгрывают знаменитостей, особенно политиков. Ведь, согласно распространенному стереотипу, политики сами дурачат обывателей.

Кроме того, интересно наблюдать не только за реакцией жертвы, но и за актерской игрой самого пранкера. Ведь он должен как можно дольше «удерживать» жертву, вытягивать из нее скрываемую на публике информацию. В пранке до конца сохраняется интрига: непонятно, как жертва будет реагировать, узнав, что ее разыгрывают.

Когда в России впервые начали рассказывать анекдоты о поручике Ржевском и есть ли у него реальный прототип, читайте тут.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения