Удивительное открытие сотрудники Национальной галереи Шотландии сделали случайно, в ходе рутинной процедуры — рентгенографии другой картины художника «Голова крестьянки». В 1960 году ее подарил музею эдинбургский адвокат Александр Мейтленд.
«Мы не ожидали много, — говорит старший хранитель картин Национальной галереи Лесли Стивенсон. — Нам нужно было подготовить картину к летней выставке французского импрессионизма в Королевской Шотландской академии. Поэтому, в рамках каталогизации, ее просветили рентгеном. Но то, что мы увидели, было абсолютно захватывающе!»
Оказалась, что на обратной стороне холста есть портрет. Более 100 лет он был скрыт под слоями клея и картона. Широкополая шляпа, свободный шейный платок, часть лица в тени… когда рентгеновские пластины обработали в фотолаборатории, сотрудники поняли, что на них смотрит сам Винсент Ван Гог!
Сотрудники музея провели исследования и выяснили: картина — один из первых экспериментальных автопортретов художника, которые он создавал в период с 1883 по 1885 годы. Тогда, вдохновленный творчеством Жоржа Сера и Поля Гогена, Ван Гог искал для себя новый, более красочный вид живописи, экспериментируя с мазками. Он служил сам себе моделью и использовал повторно холсты, чтобы сэкономить деньги.
Пять подобных работ есть в музее художника в Нидерландах. Для Швейцарии же это первая такая находка.
Теперь реставраторам предстоит очень сложная задача: каким-то образом проявить этот автопортрет, сохранив при этом оригинальную картину. Сложность заключается в том, что сейчас состояние скрытой картины непонятно.
«Нам надо будет удалить слои клея со слоев масляной краски, — говорит Стивенсон. — Это как шаг в неизвестность».
Но реставрацию начнут после выставки. А пока что предоставят ее посетителям уникальную возможность: увидеть найденную работу с помощью специально сконструированного лайтбокса.
Кстати, за последние дни это уже второе такое открытие. Буквально накануне кураторы израильского Музея Хехта при Хайфском университете сообщили, что в картине итальянца Амедео Модильяни «Обнаженная в шляпе» (ее уникальность в том, что на обеих сторонах холста есть портреты, написанные в противоположных направлениях) спрятано еще 3 ранее неизвестных эскиза. Теперь общее число набросков, сделанных на одном этом холсте, достигло пяти.
По материалам