Когда большой жук усач летит вдоль аллеи в городе и приземляется прямо на белый бордюр, он совершает ошибку: его черные блестящие надкрылья выделяются на светлом фоне, как чернильное пятно на платье невесты. Это немедленно заметит воробей и тотчас же набросится на усатого красавца. Если бы жук находился на древесной коре или хотя бы на земле, присыпанной сухими листьями, то вряд ли стал бы жертвой.
Для многих жесткокрылых быть незаметными — единственно верный способ избежать хищников. Поэтому жуки часто прячутся под корнями, старыми досками, камнями и выползают из укрытий ночью. Так поступают и многие виды жужелиц. Кроме того, некоторые из них распрыскивают защитную едкую жидкость, отпугивающую преследователей.
Другие насекомые в искусстве быть невидимками и вовсе достигли особых высот. К примеру, бабочки нимфалиды, сложив крылья, подражают кусочку коры или сухому листу. Крапивницы, шашечницы, пеструшки, садясь на дерево и сложив крылья, просто исчезают из виду. Богомолы, мантиспы, благодаря маскировочной окраске и внешнему сходству с листьями избегают врагов или охотятся.
На ветки и листья так же походят палочники, питающиеся растениями. В России можно встретить реликтового уссуийского и двубогорчатого палочников. Перемещаются палочники медленно, слегка покачиваясь, что позволяет им слиться со средой. Отдаленным сходством с ними обладает клоп булавник тощий. Когда он неподвижно сидит на траве или злаковых то заметить его весьма трудно.
Не менее изощренные способы маскировки изобрели пауки. Так, наматывающийся Dolophones conifera способен буквально прилипнуть к ветке и слиться с нею. Пауки мизумена косолапая и эбрехтелла трехостроконечная, подкарауливающие мух и бабочек на цветах, по цвету очень похожи на цветы. Бывает, присмотришься к желтому маку и застынешь в изумлении: среди лепестков сидит охотник-невидимка! Его округлое брюшко очень похоже на нераскрывшейся бутон.
В зависимости от ситуации хищник меняет положение на растении: то залезет в самую сердцевину цветка, то прячется за чашелистиками. Камуфляж помогает паукам не только охотиться, но избегать незавидной участи жертвы.
Но не все ради спасения выбирают путь невидимок и мастеров маскировки. Есть насекомые, готовые дать бой, и они сигнализируют об этом. Немногие захотят напасть на ярко-окрашенную полосатую осу или пчелу. Все знают, что связываться с ней небезопасно.
Не спеша и вальяжно демонстрируют свои ярко-красные с черными точками одеяния нарывники. Ведь им — ядовитым созданиям — нечего и некого бояться! Кстати, их яд находит применение в медицине. А яд шпанских мушек из того же семейства с древности используют как сильный афродизиак.
Сходным одеянием обладают божьи коровки. По осени они нередко сотнями собираются на скалах и даже не пытаются прятаться от птиц и прочих охотников. Едкий запах и вкус выделений божьей коровки обеспечивается веществом хиненоном.
Множество дурно пахнущих клопов тоже весьма вызывающие окрашены, медленно ползают, словно бросают вызов: попробуй, съешь меня, если осмелишься!
Вообще, красный и желтый окрас с черными или белыми пятнами или полосками характерен для многих ядовитых или обладающих пахучими веществами насекомых. Большинство животных знает об этом и не нападает на хорошо заметных, но опасных существ. Конечно, бывает, что какая-нибудь птица, недавно покинувшая родительское гнездо, клюнет клопа и потом долго старается избавиться от противного привкуса. Зато она никогда больше не будет охотиться на насекомых с яркой окраской.
Однако существуют насекомые-самозванцы, выдающие себя за ядовитых и страшных. Такова муха-журчалка, похожая на осу или пчелу. Она быстро машет крыльями, перелетает с цветка на цветок. При виде потенциального врага может угрожающе пошевелить брюшком, будто собираясь ужалить.
Как видно, у каждой из рассмотренных стратегий есть свои сильные стороны. Какая из них лучше, рассуждать бесполезно, ведь они сформировались за миллионы лет эволюции и помогли выжить тысячам видов животных, а значит, уже одним этим доказали свою эффективность.
Фото: автора