Исследовательская группа под руководством Кембриджского университета и института CIBIO в Португалии
В середине XIX века по заказу поселенца Томаса Остина ему из Сомерсета в Мельбурн отправили тринадцать кроликов. Выпустив их в своем австралийском поместье, Остин стал виновником самой быстрой колонизации и разрушительного биологического вторжения из когда-либо зарегистрированных.
Из исторических источников известно, что попыток заселить кроликов на австралийский континент было не менее девяноста, начиная с 1788 года. Однако кролики не приживались: вымирали или оставались только очень маленькими колониями. Но со второй половины XIX века популяция будто взорвалась и стала занимать территории со скоростью сто километров в год.
Новое исследование установило, что огромная австралийская популяция генетически относится всего к одному завозу кроликов в 1859 году. Тогда англичанину Томасу Остину выслали из Европы в Австралию тринадцать особей. В результате длительного морского путешествия к Остину приехало уже 24 кролика. Их он и выпустил в своем поместье Барвон-парк недалеко от Мельбурна.
Чтобы точно определить происхождение современных ушастых захватчиков, биологи проанализировали генетический материал 187 европейских кроликов, пойманных в Австралии, Тасмании, Новой Зеландии, Великобритании и Франции.
Особи с зеленого континента оказались наиболее генетически схожи с популяциями юго-запада Англии, недалеко от Балтонсборо. Там проживал брат Томаса Остина, выславший ему безобидный подарок,
При сравнении австралийских кроликов между собой, выяснилось, что редкие варианты генов появляются по мере удаления от Барвон-парка. Что также подтверждает, что он был центром географически расширяющейся популяции.
Дикие кролики, выпущенные в Барвон-парк, могли иметь генетические черты, которые повышали их шансы на выживание в дикой природе Австралии.
Авторы исследования считают, что предыдущие кролики могли не прижиться, потому что среди них было много домашних особей. В исторической литературе сообщалось, что они были ручными и имели причудливую внешность. Потомки таких «завозов» сохранились и были обнаружены биологами только в двух малочисленных группах.
Между тем, в современной Австралии ущерб сельскому хозяйству от кроликов оценивается в 200 миллионов долларов в год. И теперь фермеры, и все местные жители, знают, кого в этом можно винить.