Нельзя просто так взять и написать стихотворение с первого раза. Обязательно будут вымаранные слова и целые строфы. Даже Александр «наше все» Пушкин от таких сомнений был не застрахован и старательно вычеркивал из рукописей те или иные фразы. Знал бы он, что 200 лет спустя появятся технологии, которые позволят разобрать, что он там позачеркивал.
Другие оттенки смыслов
Российские лингвисты однажды поняли, что специалисты по нейросетям могут помочь им в создании новой платформы для статистического исследования русского языка. Работа эта оказалась такой захватывающей, что представители двух направлений не стали останавливаться. Так программисты познакомились с пушкинистом
Иногда это отдельные слова, иногда целые строки, которые значительно отличались от выученного наизусть варианта. Кроме того, есть случаи, когда в рукописи вообще перечеркнуто все.
«Например, такое место встречается в черновой
Во всех книгах стихотворение издано со словом «это». Но Перцов уверен — должно быть иначе: «Но чудо: зеркало мне льстит». Потому что именно у этого варианта поставлена чернильная точка, а первый вариант произведения написан карандашом — правки поэт вносил позднее чернилами.
И таких вычеркнутых мест в сочинениях Пушкина полно. Вручную филологи потратили бы на их изучение уйму времени. Поэтому сотрудничество с программистами их очень выручило. Результатом совместной работы стал искусственный интеллект, натренированный на текстах болдинской осени.
«Мы работали над снятием зачеркиваний в рукописях Пушкина. На основании обучающих данных нейросеть должна запоминать, какие движения пера в незачеркнутых словах свойственны почерку Пушкина, и восстанавливать утраченные места, пользуясь моделью движений руки поэта», — объяснил Дмитрий Николаев.
В результате получилась программа, которая, обрабатывая рукопись, позволяла посмотреть, как выглядели слова до зачеркивания. Но есть один нюанс: с одной стороны, нейросеть редко ошибается, но если дает осечку, то ее почти невозможно на этом поймать.
Зачем нейросеть перечитывает черновики гения?
Зачем все это исследователям? Чтобы лучше понять психологию творчества Пушкина и приблизиться к внутреннему состоянию автора в моменты поиска точного слова.
«То есть к тому, что практически невозможно понять при обозрении печатного текста, — говорит Николай Перцов. — Начертания букв, расположение текста на рукописной странице, характер зачеркиваний, возвращения к отвергнутым вариантам, переходы автора от одного замысла к другому, пометы на полях, рисунки, вычисления, заметки для памяти, списки творческие и житейские, даты, указания места написания черновика — все это бесценный творческий, житейский, биографический материал — как для исследователей, так и для более широкой аудитории».
Пока филолога больше остальных поразила одна находка — стихотворения «Храни меня, мой талисман…». В изданиях одна из его строк звучит так: «Священный сладостный обман». В
«Здесь первое прилагательное никак не соответствует биографически житейскому фону написания данного черновика — отношениям Пушкина с княгиней Елизаветой Воронцовой», — объясняет Перцов.
Спасал ли Пушкина заяц, в каких отношениях с Натальей Гончаровой был Николай I и надевал ли Дантес кольчугу на дуэль, читайте в нашей подборке фактов и мифов о поэте.