Всеобщее обучение или всеобуч — это обучение, доступное всем слоям населения. Его главной задачей было обеспечение равных возможностей и развитие массового образования в стране. О том, как была устроена эта система и была ли она эффективной, рассказывает Анастасия Абрамова, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Как была создана система всеобуча
Советская система всеобуча возникла в 1920-х годах как экспериментальный проект, направленный на создание единой системы образования, доступной всем слоям населения, в том числе непривилегированным группам.
Внедрение всеобщего обучения началось с издания Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» 26 декабря 1919 года по инициативе В. И. Ленина. А в июне 1920 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
По всем регионам были организованы занятия, которые помогали взрослым, не владеющим навыками чтения и письма, улучшить свою грамотность. Несколько миллионов граждан страны впервые в своей жизни сели за парты школьных учебных заведений. Открылось множество библиотек и читальных комнат.
Молодые и взрослые жители Советского Союза проходили обучение грамоте по специальной программе. Длительность — семь месяцев. Ежедневные уроки длились от 6 до 8 часов. В связи с многонациональным характером страны буквари для взрослых издавали на 40 языках, чтобы удовлетворить потребности всех народов, проживающих на территории СССР.
Четыре элемента системы всеобуча
Советская система всеобуча имела четыре основных элемента, которые позволяли ей эффективно функционировать:
Образование было бесплатным. Все дети в СССР имели право на бесплатное обучение в школе, от начальной до высшей ступени. Это обеспечивало доступность образования для всех слоев населения, независимо от социального положения и материального состояния родителей.
Образование было доступным. Каждый человек имел право на получение знаний во всех областях. Ученики изучали математику, русский язык, историю, физику, химию и другие предметы, в том числе связанные с идеологией коммунизма, например марксизмом-ленинизмом.
Образование было направлено на профессиональное развитие. Уделялось внимание подготовке специалистов в различных сферах — от медицины до инженерии. Для этого были созданы профессиональные учебные заведения, где ученики получали специализированную подготовку.
Образование регулировалось на государственном уровне. Государство строго контролировало учительскую деятельность и систему всеобуча, поэтому она была единой и согласованной. Документы разрабатывали центральные органы власти. Поэтому образование соответствовало высоким стандартам и государственным целям.
Цели, принципы и методы советской системы всеобуча
Основная цель советской системы всеобуча — создание нового, коммунистического общества, свободного от эксплуатации и социальных неравенств. Образование служило средством формирования нового типа человека — коммунистического, который готов приносить пользу обществу и работать на благо коллектива. Воспитание граждан с преобладанием коллективных интересов над личными — важная составляющая советской системы всеобуча.
Принцип всеобуча заключался в том, что каждый гражданин страны получал доступ к образованию вне зависимости от социального статуса или происхождения. Это означало, что все дети, независимо от своих возможностей, могли получить полноценное среднее образование и продолжить учебу в высших учебных заведениях.
Основное внимание в советской системе всеобуча уделяли унификации образования и подготовке высококвалифицированных кадров для различных сфер экономики и науки. При этом огромное внимание уделяли развитию технических и научных специальностей, которые были востребованы в советской экономике. Образование ориентировали на потребности государства и социалистического строительства.
В рамках советской системы всеобуча существовали принципы научности и связи образования с производством. Учебные планы и программы разрабатывали с учетом достижений науки и техники. Особое внимание уделяли практическим занятиям, стажировке и обучению на производстве, чтобы студенты могли применять полученные знания на практике и работать сразу после окончания образовательной программы.
Еще одним важным принципом советской системы всеобуча был ее всеобъемлющий характер. Образование затрагивало все сферы жизни — от знакомства с основами научного метода до изучения истории, политики, литературы и искусства. Предметы обучения были систематизированы, чтобы обеспечить структурированное и целостное восприятие мира и формирование гармоничной личности.
Методы всеобуча включали в себя комбинированное обучение, когда учебное время было разделено между образовательными учреждениями и рабочими предприятиями. Разработка программы обучения проходила в сотрудничестве между преподавателями и представителями промышленности, что способствовало более практическому подходу к образованию.
Недостатки советской системы всеобуча
Первоначально система всеобуча полностью соответствовала задаче обеспечения доступности и равноправия образования. У молодых людей, которые раньше не могли получить высшее образование, появилась возможность сделать это на рабочем месте.
Однако, несмотря на большие достижения советской системы всеобуча, она имела свои ограничения и недостатки:
Система всеобуча ограничивала свободу мысли и самовыражения. Это приводило к идейной однообразности. Система всеобуча стремилась создать единую идею и единое воспитание учащихся, поэтому затрудняла независимое мышление и формирование критического взгляда на мир.
Акцент был на теоретическом обучении, а не на практической деятельности. Но это не мешало выпускать высококвалифицированных специалистов, конструкторов и инженеров.
Не было возможности переходить на дистанционное обучение и сдавать экзамены в форме экстерната. Невозможность для талантливых учеников проходить предметы заранее и переходить на следующий уровень обучения замедляла развитие высококвалифицированных специалистов. Принцип равенства для всех был обязателен.
Иностранным языкам уделялось мало внимания. Школьники хорошо писали и знали много слов, но не умели разговаривать на иностранном языке. Это было вызвано недоступностью иностранных материалов и недостатком общения с иностранцами. Запрет на доступ к зарубежной литературе привел к отсутствию обновленной информации и застою в системе образования.
Несмотря на ряд ограничений и недостатков, система всеобуча сыграла значительную роль в развитии массового образования. Но важно учитывать не только количество выпускников, но и качество их обучения, а также влияние системы на развитие мышления, в том числе критического. Это позволит более объективно оценить эффективность советской системы всеобуча.