Публикуем рассказ читательницы портала Vokrugsveta.ru Юлии Клочковой — о том, как она искала себя на краю Европы и обнаружила, что сардины — больше чем просто сардины, главное событие года — праздник Святого, когда все пьют и гуляют без остановки, а выйти замуж можно в готическом соборе XII века, не потратив ни цента.
В Португалию я ехала спрятаться, побыть с собой, подумать о том, чего я хочу и что делать дальше. Хотелось уехать в неизвестность. Конечно, я знала о славном прошлом страны, но обозначить Португалию одним словом не могла. Хотя нет, могла — далеко. Вряд ли кто-то из случайных прохожих на вопрос «куда бы вы хотели отправиться сейчас?» назовет Португалию. Скорее всего, это будет романтический Париж, упорядоченный Берлин или крышесносный Амстердам.
Наша жизнь — это череда экзистенциальных кризисов. Периодически мы из них выходим, но с завидным постоянством попадаем вновь.
На Португалию выпала огромная ответственность — вытащить меня из очередного кризиса. Путешествия — это не столько про достопримечательности, сколько про себя. Оказавшись в другом культурном пространстве, ты узнаешь себя. Согласитесь, как гордитесь вы собой, когда смогли купить сами билет, поняли, что написано на ценнике в супермаркете, добрались из точки А в точку Б, состыковав все пересадки и разобрались в схеме метро.
С другой стороны, чем больше человек узнает себя, тем меньше неизвестного его становится… В тоже время, в другом пространстве границы твоего сознания расширяются, ты чувствуешь себя живым и чувствуешь вкус жизни.
Как Лиссабон готовится к главному празднику года
Я ничего не знала о празднике Santos Populares пока на нем не оказалась. Прогуливаясь днем по улочкам Алфамы и Моурарии, я наблюдала, как эти улочки прямо на моих глазах украшались разноцветными гирляндами и мишурой.
— До Нового года далеко, — подумала я.
— Что происходит? — спросила я у парня, который тащил таз с рыбой.
— Вечером будет праздник, приходите обязательно и отведаете португальскую традиционную сардину, — весело ответил он, хвастаясь рыбой в тазу.
— Я одна, это не опасно, здесь такие запутанные узкие улочки и ночью темно?
— Нет, это абсолютно безопасно и очень весело!
Вечером у входа в район Моурария, который был невероятно пестро украшен, я просто растворилась в бесконечном людском потоке, которые фактически вынес меня на небольшую площадку с танцами и грилями сардин.
Я решила, что надо выпить. Наконец, отстояв приличную очередь, я сказала:
— Одно пиво, пожалуйста.
— Вам большой стакан или маленький?
— Большой — уверенно сказала я.
Девушка за стойкой искренне одобрительно засмеялась. Я обернулась, у большинства в руках были маленькие пластиковые стаканы.
Я взяла пиво и встала в круг наблюдать за танцующими. Люди пели и танцевали, было ощущение сплошной толпы, они сами напоминали сардин в банке, как они там двигались было совсем непонятно.
— Что ты ищешь? — неожиданно ко мне подошел симпатичный португалец.
Меня этот вопрос просто застал врасплох. Я восприняла его, конечно, с позиции экзистенциальной философии. Он однозначно имел в виду что-то конкретное, вряд ли его волновал ответ в стиле — я ищу смысл жизни, опять. Я даже пару секунд молчала, пытаясь найти ответ.
— Ничего. Я просто пью пиво и наслаждаюсь весельем.
Он встал рядом и начал переводить мне песни с португальского на английский. Параллельно он комментировал: хорошая это песня или трэш, современная или песня прошлых лет, рассказывал о португальских музыкальных группах, давая им тоже свою оценку. А потом мы танцевали почти всю ночь.
Святой Антоний — главный покровитель Лиссабона
Все эти гулянья происходят в честь главного святого — покровителя Лиссабона Santo António. Будущий Великий Святой родился в 1195 году в семье знатного лиссабонского рыцаря Martin de Bulhões (правда, до сих пор существуют сомнения относительно его рыцарского происхождения).
При крещении мальчик получил имя Fernando Martins de Bulhões. На месте дома, где он родился и провел детство, сейчас находится Igreja de Santo António — Церковь Святого Антония. Строительство храма прошло долгий и извилистый путь. Церковь была разрушена землетрясением 1755 года. В 1812 году ее восстановили на добровольные пожертвования, в результате даже сложилась традиция «um tostão para Santo António» — детишки бегали по дворам и просили «монетки для Святого Антония».
Уже в юности Фернандо выбирает жизнь проповедника Евангелия. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка 16:15), — эти слова Иисуса Святой Антоний исполнял буквально. Он шел к людям, но они не хотели его слушать, тогда он шел с проповедью к рыбам, и те приплыли, чтобы его услышать.
В 1220 году Фернандо вступил в орден францисканцев, приняв монашеское имя Антоний. Жизнь святого прошла между Лиссабоном, Коимброй и Падуей. Святой Антоний умер 13 июня 1231 года в монастыре в Арчелле, неподалеку от Падуи. Он был канонизирован в 1232 году, не прошло и года после его смерти. Уникальный случай в истории католической церкви. Именно поэтому день 13 июня является кульминацией праздника.
В 1263 году его мощи были перенесены в великолепную базилику Святого Антония, которую жители Падуи построили в честь Святого. Получается, что падуанцы считают его своим святым, а лиссабонцы — своим. Святой Антоний один из самых популярных святых в католической церкви, и 13 июня в католических приходах по всему миру в его честь проводятся торжественные службы.
Художники всех времен изображали Святого Антония в образе молодого монаха, держащего младенца Иисуса либо лилию как символ целомудрия, книгу как символ Слова Божия и хлеб.
В Igreja de Santo António находится ящик с надписью «Pão de Santo António» — «Хлеб Святого Антония». История восходит к любопытному факту. Монах-пекарь попал в беду, когда во время трапезы понял, что монахам нечего есть, хлеб украли. Он пошел рассказать Святому о случившемся.
Антоний приказал ему еще раз проверить место, где хранился хлеб. Пекарь вернулся изумленный и счастливый: корзины были переполнены хлебом, да так, что его раздавали посещавшим монастырь монахам и беднякам.
По всему миру распространился обычай ставить в церквях ящик с «Хлебом для бедных», напоминающий верующим и паломникам о долге помогать самым обездоленным.
Самое, на мой взгляд, распространенное изображение Святого Антония с младенцем Иисусом, который явился Святому Антонию во время молитвы в обители в Кампосампьеро, в городке близ Падуи, где Святой жил в домике на ореховом дереве, пытаясь справиться со своей болезнью.
Кроме того, иконография Антония отражает и другие события из жития Святого: его изображают исцеляющим больных; с пылающим сердцем или с пламенем на ладони; во время проповеди рыбам; проповедующим в ветвях орехового дерева; в сцене чуда с ослом, вставшим на колени перед Святыми Дарами.
Натанцевавшись в Лиссабоне, я решила поехать в милый и уютный Кашкайш, чтобы встретить День Святого Антония на берегу Атлантического океана.
Атлантический океан — лучший способ остудить голову
Кашкайш раскинулся на побережье Атлантики от самого устья реки Тежу. Добраться быстро, легко и недорого из Лиссабона можно на электричке. Дорога проложена вдоль реки Тежу, поэтому садитесь так, чтобы рассматривать живописный берег реки и ее устья, где она впадает в океан.
Когда-то небольшая рыбацкая деревушка XII в. к настоящему времени Кашкайш превратился в престижный курорт с шикарными отелями, пляжами с золотистым песком и развлечениями на любой вкус.
Но несмотря на это, Кашкайш не растерял своей исторической уникальности. Прямо с вокзала, я направилась на пляж, чтобы окунуться в воды Атлантики. Вода, конечно, холодная, но мысль, что это воды Атлантического океана, грела сильно.
Далее, выпив вина, я начала исследовать улочки Кашкайш. Отели, толпы туристов, многочисленные кафе не смогли отбить у меня чувства прекрасного. Это абсолютно другой вайб, никак не сравнить с Лиссабоном.
Конечно, в Кашкайш мало осталось от деревни. Но стоит свернуть с главной улицы города, пройти вглубь города, куда не доходят туристы, и перед вами откроются вымощенные улочки с плотно стоящими друг к другу домами, украшенные раскидистыми разноцветными кустами.
Вроде бы ты в городе, но тишина как в сельской местности. Когда гуляешь по таким улочкам, то понимаешь, что люди могли не знать, где кончается территория их страны и начинается другая, но они отлично знали, где проходят границы их участков и как живут их соседи.
Церковь Успения Богоматери в Кашкайше — место притяжения света
Мне невероятно повезло. Бродя по живописным улицам Кашкайша я абсолютно случайно набрела на Igreja de Nossa Senhora da Assunção — Церковь Успения Богоматери. Невысокое здание с простым фасадом с двумя колокольнями по бокам чудесным образом сохранившееся во время страшного землетрясения 1755 года.
Это очень старая и до сих действующая приходская церковь, в которой проводятся службы. О ней известно благодаря гравюре Кашкайша в работе «Civites Orbis Terrarum» Георга Брауна и Франца Хогенберга (1572 г.)
На гравюре топографа Георга Брауна изображена деревня Кашкайш, окруженная стеной, с церковью за стенами и недалеко от моря. Это уникальное произведение — первый атлас в истории картографии. С 1572 по 1617 год Георг Браун редактировал Civitates orbis terrarum, который содержит 546 перспективных планов, изображающих виды с высоты птичьего полета и карты городов, пейзажи и жителей в национальных костюмах.
Праздник Святого Антония в Кашкайше — абсолютно другой вайб
Очень много людей собралось вокруг церкви, чтобы поприветствовать Святого Антония, фигурка которого была доставлена в храм верхом на коне. Святого бережно сняли с коня и занесли в храм. После этого все мы вошли в храм, где началась торжественная месса.
Невозможно было оторвать глаз от той красоты, которая открылась перед мной — позолота, азулежу, фрески с изображениями сцен из Евангелия. Да, «ночи долго идти до рассвета» (цит. Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса). Когда началась служба, то все эмоции стали отступать и появилось чувство освобождения.
Как сказал португальский поэт и писатель Фернандо Пессоа в „Книге непокоя“: Свобода — это возможность изоляции. Во время службы ты будто изолируешься от всего материального, освобождаешься от зависимости как по отношению к вещам, так и по отношению к людям.
И даже если вы совсем нерелигиозный человек и вас не заботят экуменические вопросы, в этот момент вы представляете, что пусть и на короткое время на земле наступает мир и доброта. Я часто хожу на церковные службы — это мой способ эскапизма. Служба шла на португальском, но это не мешало понимать, о чем она.
Кашкайш — это не только дорого и красиво, это и военная крепость
Недалеко от церкви находится крепость Cidadela de Cascais. Первое укрепление — башня Сан Антонио — было построено в 15 веке на этом месте для защиты устья реки Тежу. Со временем вокруг бастиона стали селиться рыбаки. Форт постепенно перестраивался и укреплялся, что позволяло ему отражать военные атаки, прикрывая собой Лиссабон, более того форт пережил наполеоновское вторжение и землетрясение 1755 года.
В XIX веке португальские короли облюбовали Кашкайш для своей летней резиденции. Король Луиш I, король Карлуш I, а затем европейские монархи, искавшие прибежище в нейтральной Португалии во время войны, придали месту лоска и аристократичности, которую оно сохраняет до сих пор. Надо признать, это отражается в ценах на жилье и не только, но Кашкайш стоит всех денег.
Праздник Святого Антония подходил к концу. Надо было возвращаться в шумный Лиссабон.
Тем временем в Лиссабоне…
Свадьбы в День Святого Антония
Лиссабон, в отличие от тихого Кашкайша, гудит и бурлит буйством красок уличных шествий, которое устраивает на день Святого Антония каждый район Лиссабона. Это превратилось даже в соревнование. Но меня как девочку вдохновила другая традиция. Как известно, все девочки хотят замуж, даже те, кто уже замужем.
Святой Антоний им в помощь — в этот день отобранные муниципалитетом пары могу обвенчаться в главном соборе Лиссабона — Sé de Lisboa. Согласно легенде, Антоний помог одной бедной девушке собрать деньги, чтобы бедная пара смогла соединить свои сердца узами брака.
В XXI веке такие волшебства делаются силами лиссабонского муниципалитета и спонсорами мероприятия, которые все расходы берут на себя. Заманчиво, согласитесь. Надо было все же мне присмотреться повнимательнее к тому португальцу на танцполе…Но, кажется, я его потеряла. И тут на помощь опять приходит Святой Антоний.
Бюро находок: Святой Антоний поможет найти всё, даже чувство юмора
Святой Антоний является помощником в поисках потерянных вещей. Традиция молиться Святому Антонию о потерянных вещах восходит к случаю, когда он успешно помолился о возвращении украденной книги. Мы склонны воспринимать все просто и буквально. Я считаю, что такая тенденция может умалить роль святых.
Поэтому для меня Святой Антоний является маяком в духовном путешествии обратно к Богу. Подобно тому, как береговой маяк направляет заблудившиеся корабли в безопасные воды, так и Святой Антоний указывает нам на Иисуса Христа, величайшего Спасителя, который стремится помочь нам в поисках самих себя.
В евангельской притче про пастуха, который ищет свою заблудшую отцу, мы видим Иисуса, который заботится не о тех 99 овцах, которые находятся в безопасности, он более всего переживает и старается найти одну, которая потерялась. Вы можете молиться Святому Антонию, чтобы он помог вам найти потерянную брошь, чемодан или кошелек. А можете помолиться о поиске веры, любви, надежды, потерянного душевного мира, радости, цели и доверия.
Праздники заканчиваются и начинается лучшее время — ожидание праздника
Мой праздник Святого Антония начался с вопроса: Что ты ищешь?
Теперь я знаю, что я ищу.
«Я верю, что жизнь раскладывает перед нами все карты, наша задача не бояться их взять», — сказал мне тот самый симпатичный португалец. Что я и собираюсь сделать.
Для верующих Святой Антоний живет здесь и сейчас, является верным другом и защитником. Для меня праздник Святого Антония — это не только танцы, вино и сардины на гриле, это не просьбы о замужестве и о парне, это путь от материального к духовному, от разума к сердцу — именно этот путь является самым долгим.
А еще Святой Антоний является покровителем путешественников.
Путешествуйте сами, путешествуйте с нами, путешествуйте лучше нас!
Фото автора, если не указано иное.