Постоянные путешествия, высокие доходы, романтика в облаках — и ради такой роскоши нужно всего лишь пройтись по салону с напитками! Так думают некоторые о работе бортпроводников, но это очень поверхностное представление. Бывшая бортпроводница развеивает мифы о своей профессии в материале «Вокруг света».
В бортпроводники берут только моделей
В рекламе и кино стюардессы зачастую выглядят как небесные феи: белоснежная улыбка, идеальная фигура, лицо без единого изъяна. Однако в реальности внешний вид — далеко не главный критерий отбора, хотя и тут есть определенные требования.
Одно из них — рост. Бортпроводник должен быть не ниже 160 см, чтобы легко дотягиваться до полок, но и не выше 185 см, чтобы свободно передвигаться по салону самолета. Строгих требований к весу нет, но существует практика, когда стюардесс с размером одежды более 50-го, лишают хороших рейсов.
Поскольку бортпроводники — лицо авиакомпании, их имидж строго регламентирован. Девушки обязаны носить макияж и делать маникюр. В руководстве бортпроводника прописаны мельчайшие детали: вплоть до разрешенных текстур помады и оттенков лака. На теле бортпроводника не должно быть татуировок, которые могут быть видны пассажирам. Волосы — только естественных цветов. Что касается мужчин, бороды им носить запрещено.
Впрочем, некоторые авиакомпании начали уходить от стереотипного образа и разрешают бортпроводникам носить татуировки и бороды, а также красить волосы в яркие цвета. Форменные туфли и платья заменяют стильные удобные костюмы и кроссовки.
Бесконечные путешествия
Сегодня ты отдыхаешь в Монако, завтра — ходишь по магазинам в Милане, а в выходные летишь покорять Голливуд! Примерно таким видится график бортпроводника многим людям. Однако в жизни все обстоит иначе.
Как правило, командировки ставят только на рейсы продолжительностью более пяти часов. Дальний Восток, Азия, Америка — на этих направлениях у бортпроводников есть всего сутки до обратного рейса. За это время нужно успеть отдохнуть и выспаться после проведенной в полете ночи, поэтому на прогулки по достопримечательностям или посещение магазинов времени остается мало.
Конечно, бывают и исключения: когда рейсы по маршруту ходят не часто, тебе может достаться прекрасная неделя в Таиланде или уикенд в Майами. Но такие радости в жизни бортпроводника случаются крайне редко.
За месяц работы у бортпроводника в среднем бывает всего две командировки. Все остальное время он летает «разворотки» — сравнительно короткие рейсы, после которых самолет практически сразу отправляется обратно. Еще одна разновидность рейсов называется «ночевками» — в таких случаях самолет летит обратно через 2-4 часа, которые экипаж проводит в отеле. Бывает, что на дорогу до него приходится тратить почти час драгоценного отдыха.
Одна большая семья
Стюарды и стюардессы самолета — дружная команда, которая всегда летает вместе! На самом деле, это не совсем так.
В крупных авиакомпаниях бортпроводников так много, что планировать их работу в слаженных командах просто невозможно: один заболеет, другой уйдет в отпуск, а третий проспит рейс. И кому летать?
К тому же, когда люди долго работают вместе, их внимание и дисциплина притупляются, они лояльнее относятся друг к другу и могут игнорировать ошибки товарищей, а это чревато возникновением чрезвычайных ситуаций.
Поэтому, приходя на рейс, члены экипажа зачастую видят друг друга в первый и последний раз. Конечно, бывают и совпадения, когда бортпроводники встречают на рейсе знакомых, но это лишь случайность. Исключения делают для супружеских пар — во все рейсы вместе они не летают, но командировки мужья и жены всегда проводят вдвоем.
Бесплатные билеты для бортпроводников и их родственников
Если с командировками не повезло, то, может, получится отправиться в отпуск, не потратив ни копейки? Не совсем.
Да, в некоторых авиакомпаниях бортпроводники действительно могут летать всего за 10% от стоимости билета. Эта скидка распространяется на их ближайших родственников: родителей, супругов, детей. Например, за четыре места в бизнес-классе на рейсе Москва — Нью-Йорк семья бортпроводника заплатит всего 100 тысяч вместо 1 млн рублей. Однако тут есть свое «но».
По льготным билетам можно улететь, только если обычные пассажиры раскупили не все места. То есть, в разгар сезона или на самых популярных рейсах улететь вряд ли получится. Поэтому бортпроводники не могут заранее приобрести билеты и ни о чем не беспокоиться. Приходится ждать до последнего: свои посадочные они получат лишь тогда, когда будет точно ясно, что на рейсе есть свободные места и их уже точно никто не займет.
Бортпроводники много зарабатывают
Зарплата бортпроводника полностью зависит от его налета. Положены и различные надбавки: за знание иностранных языков, выполнение международных рейсов, стаж, работу в бизнес-классе, ночные и праздничные рейсы и т. д.
Так, выполнив норму в 80 часов полетного времени, работник крупной авиакомпании в среднем может рассчитывать на зарплату в размере 75 тыс. рублей. Поскольку деньги терять никто не хочет, бортпроводники неохотно берут больничные — из-за них сильно сокращается налет, от которого зависит зарплата. Иногда у бортпроводников бывают и премии, но действительно высокими их доходы назвать сложно.
Те, кому зарплаты не хватает, порой задумываются о незаконных методах обогащения. Речь, прежде всего, идет о контрабанде, предметом которой обычно становятся «серые» смартфоны и прочая электроника. Да, после одной командировки в Китай или США нарушающий закон бортпроводник может заработать две месячные зарплаты, но авиакомпании борются с недобросовестными сотрудниками, а на таможне регулярно проверяют чемоданы членов экипажей пассажирских самолетов.
В общем, единоразовый заработок чреват лишением работы, крупным штрафом или даже многолетним тюремным сроком (если речь идет о контрабанде чего-то полностью запрещенного). Известны случаи, когда контрабандистов задерживали и в зарубежных аэропортах — тогда отвечать им приходилось по законам страны, в которой они были арестованы.
Быть бортпроводником легко и приятно
Из-за постоянной смены часовых поясов бортпроводники живут в вечном джет-лаге, а потому многие сидят на снотворных. Вообще, проблемы со здоровьем — неотъемлемая часть профессии бортпроводника — ей присвоен третий класс вредности, поэтому, отработав 10 лет в авиации, можно выйти на пенсию раньше.
Например, по правилам начинать подготовку к обслуживанию нужно только тогда, когда самолет наберет высоту, а капитан разрешит передвижение по салону. Но если соблюдать это требование на всех рейсах, то самолет сядет раньше, чем экипаж успеет накормить даже половину пассажиров. Поэтому бортпроводники начинают работать, не дожидаясь сигнала. В это время самолет находится под наклоном — от этого сильно страдают ноги, но выбирать не приходится.
График у бортпроводника нестабильный. Всю ночь ты в полете, приходишь домой утром — спишь после рейса, вечером просыпаешься и вскоре тебе опять нужно ложиться спать, чтобы утром отправиться в новый рейс. Планировать ничего не получается. Расписание бортпроводникам дают только на ближайшие дни, поэтому заранее неизвестно, закончишь ты неделю дома, в Иркутске или на Пхукете.