Рагнарек был. Археологи нашли свидетельства «конца света», который поразил мир 1500 лет назад

Оказалось, что у скандинавского эсхатологического мифа есть реальная подоплека

14 октября 2024Обсудить

Кейт Бланшетт в роли богини смерти Хель в фильме «Тор: Рагнарек» (реж. Тайка Вайтити, США, 2017 г.).

Pictorial Press Ltd via Legion Media

В германо-скандинавской мифологии неоднократно встречаются упоминания о гибели богов и всего мира, которая произойдет после финальной битвы между богами и хтоническими чудовищами. В народном эпосе, например, в «Речах Вафтруднира», «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» апокалипсис получил название Рагнарек.

Предвестием конца света должна была стать смерть бога Бальдра, которая принесла фимбульветр, то есть вечную зиму, а с ней — войны, полное разрушение старых порядков и устоев и, наконец, моральное разложение общества. Но если о моральных нормах жителей тех эпох судить спустя века достаточно тяжело, то как минимум доказательство похолодания ученые отыскали.

Что обнаружили ученые

Исследователи из Национального музея Дании и Оксфордского университета в Великобритании утверждают, что Рагнарек на территории современной Дании действительно произошел. Об этом говорится в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Ученые провели археоботанический анализ свободных изотопов растительных остатков, которые взяли из 39 мест в Дании. Они относятся к разным периодам — от бронзового века до эпохи викингов (с 500 года до н. э. по 750 год н. э.).

Выяснилось, что примерно полторы тысячи лет назад в Северном полушарии произошло серьезное изменение климата. На территории современной Дании фактически наступил фимбульветр — выращивать еду в промерзшей почве было невозможно. За этим последовал голод.

Аномальные морозы

С 250 года до н. э. в Дании стоял мягкий и стабильный климат, позволявший жителям возделывать поля, пасти овец, коз, свиней, держать пасеки. Однако в 536 году н. э. все изменилось — наступила трехлетняя суровая зима.

Среднегодовая температура в Дании упала тогда на 3,5 градуса (а по планете в целом, пишут ученые, она понизилась на 1,5-2,7 градуса). Климатическая катастрофа привела к гибели половины населения Скандинавии, что могло лечь в основу мифа о Рагнареке.

History and Art Collection via Legion Media

О страшных морозах ученым сообщили годовые кольца дуба — исследование образцов показало, что с 539 по 541 год н. э. их толщина резко сократилась, что обычно происходит во время серьезного похолодания.

Не только в Скандинавии

Результаты сравнили с данными ледяных кернов из Гренландии, которые помогают отслеживать извержения вулканов в прошлом по отложениям серной кислоты в осадках. Ученые уверены, что на похолодание повлияли несколько крупных извержений вулканов в Исландии (примерно в то же время, в 535-536 годах они случились и в Северной Америке). Из-за них земля долгое время была покрыта пыльной завесой, сквозь которую не пробивался солнечный свет.

Вот, например, как описывал события 536-537 годов историк Прокопий Кесарийский в своей «Истории войн».

«И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть».

Подтверждают догадки ученых и крупные золотые клады, которые были закопаны примерно в эти же мрачные времена — скорее всего, это были жертвоприношения богам, сделанные, чтобы те вернули людям солнце.

Такой климат сохранялся до 660 года н. э., а период с 536 по 660 год н. э. был назван поздним малым ледниковым периодом. Затем, наконец, началось потепление.

Историки и раньше предполагали, что 536-й претендует на звание худшего года в истории человечества. Кроме похолодания, люди страдали от недостатка солнца, голода, чумы, и в результате этих бедствий мир весьма серьезно изменился.