Исследователи из Киотского университета (Япония)
Роботы с интеллектом, способным к обучению, все больше входят в повседневную жизнь людей. В том числе, это социальные помощники и напарники для людей одиноких, пожилых, с ограниченными возможностями.
Предыдущие исследования показали, что такие устройства, с которыми можно поговорить или поручить некоторые задачи, благотворно влияют на психологическое состояние пользователей и даже помогают избежать деменции. Разработчики пытаются сделать роботов все более эмпатичными для человека — то есть разделяющими его чувства.
Так как для генерации смеха требуется высокий уровень понимания диалога, в качестве первого шага команда выбрала обучение «совместному смеху». На этом этапе ученые разработали отдельные подсистемы ИИ с разными задачами:
для распознавания смеха;
для выбора действия — смеяться в ответ или нет;
для выбора типа смеха (например, вежливого социального или непринужденного веселого).
Для обучения была использована модель быстрых свиданий, цель которых — узнать собеседника, поэтому участники обычно стараются быть дружелюбными. С андроидом общались студенты-мужчины, каждый диалог длился 10–15 минут.
На первом этапе ИИ собирал данные, поэтому Эрику контролировали операторы — четыре актрисы находились в соседней комнате, говорили через микрофон и управляли невербальным поведением: киванием, жестами и взглядом робота. Затем динамики Эрики транслировали их ответы, а диалоги записывали.
После «усвоения материала» ученые проверили чувство юмора робота на прослушивании диалогов. Оказалось, что Эрика не каждую шутку находила смешной и не всегда смеялась в ответ. Она научилась выбирать, в каком месте это нужно делать, а где нет.
Авторы предполагают, что на первом этапе успех достигнут — модель ИИ ушла вперед по сравнению с наивной базовой системой, которая умела только улыбаться из вежливости.