Раскаленный океан без берегов: когда и почему Луна была полностью покрыта магмой?

Индийские ученые проанализировали данные успешной лунной миссии «Чандраян-3»

23 августа 2024Обсудить
Legion Media

Луну в начале ее истории покрывал океан магмы, а потом расплавленная порода остыла и образовала лунную кору. Такую гипотезу выдвинули индийские ученые, статья которых опубликована в журнале Nature, на основании анализа геологических данных, собранных луноходом «Прагъян» индийской лунной миссии «Чандраян-3».

26-килограммовый шестиколесный «Прагъян», что на санскрите означает «мудрость», был доставлен на Луну спускаемым модулем «Викрам», который прилунился в районе южного полюса спутника Земли год тому назад, 23 августа 2023 года. В задачи «Прагъяна» входит сбор данных о химическом составе почвы на поверхности и под поверхностью Луны, для чего на его борту находятся рентгеновский спектрометр и лазерный спектроскоп.

За год луноход проехал свыше ста метров и произвел 23 измерения в разных точках. Поскольку район прилунения «Викрама» — самый южный из всех, где когда-либо прилунялись спускаемые аппараты с Земли, это дает уникальную возможность проникнуть в геологическую историю Луны.

Результаты измерений состава лунной почвы (реголита) показали, что он в основном состоит из ферроанового анортозита — горной породы, образующейся при остывании и кристаллизации магмы. При этом по своему химическому составу образцы реголита, взятые на южном полюсе Луны, практически ничем не отличаются от образцов, взятых в 1972 году астронавтами американской миссии «Аполлон-16» в районе лунного экватора, и советским луноходом «Луна-20» в другом регионе — они тоже, в основном, состоят из анортозита.

Тот факт, что химический состав реголита одинаков, несмотря на то, что образцы почвы были взяты в очень далеких друг от друга местах, позволил ученым сделать вывод о том, что когда-то Луна была равномерно покрыта океаном жидкой, раскаленной магмы.

Как считается, Луна образовалась в результате столкновения с Землей планеты размером с Марс. Из выброшенного в космос после столкновения огромного куска каменной породы и сформировался единственный спутник нашей планеты.

Океан магмы, как полагают ученые, покрывал Луну с самого начала ее формирования и на протяжении десятков или сотен миллионов последующих лет. Постепенно магма остывала, застывала, в ней происходил процесс кристаллизации, и в итоге образовалась твердая кора Луны. При этом, по мере остывания магмы, минералы с высокой плотностью «проваливались» в глубинные слои, которые называются мантией, а менее плотный ферроановый анортозит формировал внешний слой лунной коры.

Ранее другие ученые рассказали, как спутник увеличил земные сутки на два часа и спровоцировал «взрыв жизни».