Раздвигая границы: данные станции New Horizons меняют наши представления о пределах Солнечной системы

Пояс Койпера оказался шире, чем думали астрономы до сих пор

6 сентября 2024Обсудить

Cтанция New Horizons пролетает мимо Плутона, взгляд художника.

space.fandom.com

Результаты совместной работы космической миссии NASA New Horizons и японского телескопа Subaru демонстрируют, что пояс Койпера может быть гораздо шире, чем считалось. Эти далекие пределы Солнечной системы могут быть населены малыми космическими телами, которые еще предстоит открыть и изучить, сообщается в пресс-релизе, выпущенном командой телескопа Subaru.

Автоматическая межпланетная станция New Horizons («Новые горизонты») была запущена в 2006 году. Ее миссия — впервые в человеческой истории достичь внешних пределов Солнечной системы и пролететь вблизи космических объектов пояса Койпера, малоизученной области, расположенной за орбитой Нептуна.

Что такое пояс Койпера и что там находится

Пояс Койпера — это условная внешняя граница Солнечной системы. Известно, что там расположены, по крайней мере, четыре карликовые планеты, включая Плутон, а также множество более мелких объектов, как считается, оставшихся после формирования Солнечной системы. Их называют «малыми телами». В 2015 году New Horizons пролетела, собрав ценную научную информацию, вблизи Плутона, а в 2019 году — вблизи астероида Аррокот, который на момент запуска станции еще даже не был открыт.

Камеры, установленные на New Horizons, не позволяют зонду самостоятельно открывать новые малые тела, поэтому к работе был подключен оптический инфракрасный телескоп Subaru, принадлежащий японской Национальной астрономической обсерватории и расположенный в кратере вулкана Мауна-Кеа на Гавайях. Благодаря его сверхширокоугольной камере с прямым фокусом в поясе Койпера уже было открыто 239 ранее неизвестных объектов.

Что самое удивительное, 11 из этих объектов расположены на расстояниях, которые далеко выходят за известные пределы пояса Койпера. Сейчас принято считать, что границы пояса Койпера расположены на расстоянии 55 астрономических единиц от Солнца (астрономическая единица — расстояние между Солнцем и Землей). Большинство обнаруженных Subaru малых тел находится внутри пояса Койпера, но кластер из 11 объектов сосредоточен на расстоянии 70–90 астрономических единиц.

Еще одно открытие — между тем, что считается внешней границей пояса Койпера, и вновь открытым скоплением малых тел существует «ложбина», то есть промежуток космического пространства, в котором объектов почти нет.

Ученые пока не знают, принадлежат ли новые, сверхдалекие от Солнца малые тела к поясу Койпера. Если да, то первичная солнечная туманность, из которой сформировалась наша звезда, была гораздо больше, чем думали до сих пор. Это меняет наши представления о процессе формирования Солнечной системы и других планетных систем, отмечают астрономы.

New Horizons продолжает свое путешествие в глубь космоса и сейчас находится на расстоянии 60 астрономических единиц от Солнца. Вполне возможно, что станции предстоит встреча с большим количеством малых тел, которые пока не открыты. И самым далеким объектом, к которому подлетала человеческая техника, скоро станет что-то другое, а не «сладкий мыльный снеговик».