Иоганн Себастьян Бах при жизни был известным органистом. Лишь после его смерти потомки в полной мере оценили его композиторское наследие, признав Баха одним из самых выдающихся музыкантов периода барокко. Его творчество оказало большое влияние на других композиторов, а сейчас многие произведения Баха входят в золотую коллекцию музыкальной культуры.
Ранние годы: первые жертвы во имя любви к музыке
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах в центральной Германии. Иоганн Себастьян принадлежал к уважаемой династии музыкантов — многие из его родственников были видными хормейстерами, церковными органистами и придворными композиторами. Например, его отец, Иоганн Амброзиус Бах (1645-1695), был музыкантом городского совета Эйзенаха.
Будущий великий композитор осиротел, когда ему не исполнилось и 10 лет: в мае 1694 года умерла его мать Мария Элизабет Леммерхирт, а спустя несколько месяцев скончался и отец Баха. В 1695 году Иоганна Себастьяна взял на попечение старший брат Иоганн Кристоф, который к тому времени уже работал органистом в церкви святого Михаила в Ордруфе.
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян отправился в далекий Люнебург для учебы в школе Святого Михаила. Превосходный высокий голос мальчика помог ему попасть в школьный хор и продолжить свое музыкальное образование. Бах часто слушал музыку известных исполнителей того времени. Например, он не раз посещал Гамбург, чтобы послушать, как знаменитый органист Иоганн Адам Рейнкен играет в церкви святой Екатерины. Чтобы попасть туда, он проходил пешком почти 50 километров.
Органист в Арнштадте: непризнанный консерваторами гений
Оставив школу в 1702 году и вернувшись в Тюрингию, Бах с переменным успехом продолжал музыкальную карьеру, зарабатывая на жизнь игрой на скрипке в придворном оркестре Веймара. Его состояние значительно увеличилось, когда его наняли опробовать новый орган в церкви Арнштадта. После успешного сольного концерта Баха в 1703 году его наняли на должность органиста в той же церкви — в его обязанности входили уход за инструментом и аккомпанирование во время служб.
Иоганн Себастьян отличался вспыльчивым нравом и высокомерием. Однажды, когда местный юноша пренебрежительно назвал его фаготистом, неспособным на создание звуков более приятных, чем блеяние козы, композитор выхватил нож. В 1705 году, получив учебный отпуск из церкви на четыре недели, Бах пропал без вести на четыре месяца. Это время он провел в Любеке, слушая известного органиста Дитриха Букстехуде. Наконец, во время месс Бах отходил от традиционных форм церковной музыки, что вызывало недовольство у консервативно настроенной публики и священнослужителей.
Крупные неприятности в жизни композитора случились в 1706 году, когда его обвинили в том, что он привел даму в органное помещение под крышей церкви. Эта история вкупе со вспыльчивым поведением и музыкальными экспериментами, вероятно, стала причиной неожиданного переезда Баха в Мюльхаузен в июне 1707 года. Там Бах снова стал органистом. В октябре того же года он женился на своей троюродной сестре Марии Барбаре Бах. В конце 1708 года у пары родилась дочь Катарина Доротея, а всего у Баха было шестеро детей.
Читайте другие материалы «Вокруг света» об известных композиторах
Бетховен прожил яркую и наполненную творческими достижениями жизнь. «Вокруг света» собрал факты, которые помогут лучше узнать Бетховена как человека своего времени
Положивший начало романтизму в музыке австрийский композитор Франц Шуберт при жизни был малоизвестен, но впоследствии вошел в пантеон великих классиков
Наступление эпохи Возрождения отразилось на всех сферах европейской жизни и культуры, не исключая музыку. На смену господствовавшим в Средневековье церковным песнопениям начали приходить инструментальные произведения
Тернистый путь к вершинам
Несмотря на хорошую оплату своей работы, Бах вскоре разочаровался в ней из-за ограничений, которые требовали соблюдать и служители церкви в Мюльхаузене, предпочитавшие традиционную церковную музыку. С 1708-го по 1717 год Иоганн Себастьян снова работал при Веймарском дворе, где он был органистом, а также исполнителем камерной музыки. Ему покровительствовал герцог Вильгельм Эрнст Саксен-Веймарский. Именно в этот период появились первые известные нам оригинальные произведения Баха.
В 1714 году Баха назначили руководителем придворного оркестра — концертмейстером. Эта должность требовала сочинять каждый месяц по кантате для воскресных служб. Знакомый с новшествами, которые внедряли итальянские и французские композиторы, Иоганн Себастьян старался не отставать — он активно экспериментировал с кантатами, сокращая роль хора и включая в произведения больше квазиоперных элементов.
Отношения между Иоганном Себастьяном и герцогом Вильгельмом постепенно ухудшались. Конфликт достиг апогея в 1717 году. Вильгельм строго-настрого запретил кому-либо из своих придворных работать по заказу своего племянника и формального соправителя герцога Эрнста Августа, но Бах проигнорировал этот запрет, сочинив и исполнив кантату ко дню рождения Эрнста Августа.
Затем своенравный композитор объявил о намерении покинуть своего покровителя и перейти ко двору Леопольда, князя Ангальт-Кётенского, который знал о талантах Баха и предложил ему солидное вознаграждение. Раздосадованный Вильгельм, не желавший отпускать композитора, даже посадил Иоганна Себастьяна за решетку на четыре недели, но в итоге тот все же покинул герцога и отправился к князю Леопольду.
На новой службе Бах сосредоточился на сочинении светской музыки. Работая при дворе Леопольда он написал шесть знаменитых оркестровых концертов, которые впоследствии преподнес маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому. Именно поэтому они теперь называются Бранденбургскими концертами Иоганна Себастьяна Баха. В эти годы Бах создавал произведения для разных инструментов: клавесина, скрипки, флейты, виолончели. Будучи руководителем придворного оркестра, композитор репетировал свои сочинения с музыкантами, приглашал известных виртуозов для выступлений и регулярно получал средства на покупку новых инструментов. Вполне возможно, это был самый счастливый период профессиональной деятельности композитора. Он творил в разных жанрах и стилях.
По легенде, знаменитые «Вариации Гольдберга» (выше приведен фрагмент произведения) были написаны Бахом для российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга в качестве средства от бессонницы, хотя большинство исследователей творчества композитора сомневаются в этой версии
Новая трагедия в жизни Баха случилась в июле 1720 года, когда умерла его жена Мария Барбара. Композитор в это время момент находился в Карловых Варах со своим покровителем и не смог вернутся домой к похоронам супруги. Следующим ударом для Баха стала смерть старшего брата Иоганна Кристофа в феврале 1721 года.
Вдовцом Иоганн Себастьян Бах оставался недолго: в декабре 1721 года он женился на придворной певице Анне Магдалене Вилькен (1701-1760). В этом браке у композитора родились 13 детей.
Переезд в Лейпциг: стремление к совершенству
В 1723 году Бах перебрался в Лейпциг, где работал органистом, руководителем хора мальчиков и учителем в музыкальной школе. В этот период Бах создал существенную часть своих произведений. В частности он продолжал сочинять кантаты, одна из которых была предназначена для похорон скончавшегося в 1728 году князя Леопольда. При этом композитора огорчало, что его талант признают, но недостаточно ценят — в частной переписке он не раз сетовал по поводу скромного, по его мнению, жалованья.
Также Бах считал недостаточно талантливыми музыкантов оркестра, которым он руководил. Особенно это касалось тех, кто играл на клавишных инструментах и не справлялся с исполнением сочинений Баха, которые требовали ловкости как рук, так и ног при работе с педалями.
Аудитория и музыканты по-прежнему бывали озадачены церковной музыкой Баха. Теперь эти произведения, включая, например, ораторию «Страсти по Матфею» исполняются на концертах классической музыки
Слава Баха в музыкальных кругах продолжала расти. В 1736 году Иоганн Себастьян стал придворным композитором короля Саксонии, а на склоне лет, в 1747 году, его принял в Берлине король Пруссии Фридрих Великий. На основе заданной монархом темы Бах написал цикл произведений под названием «Музыкальное приношение».
Известные произведения Баха
Бах был истинным представителем эпохи барокко в музыке. В то время произведения композиторов в разных жанрах имели, по словам музыковеда Арнольда Шёнберга, общий мотив «мистицизма, изобилия, сложности, красоты, аллегории, искажения, присутствия сверхъестественного или грандиозного… движения, волнения и сомнения».
Так выглядит неполный список известных сочинений Баха:
222 духовные и светские кантаты
7 концертов для клавесина
4 оркестровые сюиты
3 концерта для скрипки
«Бранденбургские концерты»
«Вариации Гольдберга»
«Магнификат ми-бемоль»
«Страсти по Иоанну»
«Страсти по Матфею»
«Рождественская оратория»
«Итальянский концерт»
«Музыкальное приношение»
«Месса си минор»
Кроме того, Бах составил двухтомный сборник из 48 прелюдий и фуг, охватывающих все мажорные и минорные тональности, известный как «Хорошо темперированный клавир». В то время термин «клавир» относился к множеству клавишных инструментов, а не только к клавесину. Сборник «Искусство фуги» Бах завершить не успел.
Смерть и наследие: ничто не забыто
В последние годы жизни Бах почти полностью ослеп и сильно обеднел. Его музыка утратила былую популярность и считалась устаревшей. Иоганн Себастьян Бах скончался от инсульта в Лейпциге 28 июля 1750 года. Двое сыновей Баха от первого брака — Вильгельм Фридеманн (1710-1784) и Карл Филипп Эммануил (1714-1788), а также один сын от второго брака — Иоганн Кристиан (1735-1782), пошли по стопам отца и стали известными композиторами, продолжив семейную традицию.
Вопреки распространенному заблуждению, музыка Баха никогда не была по-настоящему забыта, но слава величайшего композитора пришла к нему только в XIX веке, когда немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809-1847) обнаружил хоровые произведения Баха и представил их общественности. Сочинения композитора вновь начали исполнять регулярно и продолжают до сих пор.
Кроме того, творчество Иоганна Себастьяна оказало влияние на многих видных композиторов XIX века. Например, Роберт Шуман и Ференц Лист сочиняли фуги, напоминавшие по стилю музыку Баха. Шуман к тому же утверждал, что композитору следует ежедневно играть хотя бы одно сочинение Баха.
Иоганн Себастьян Бах — один из величайших композиторов-классиков. Наряду с Антонио Вивальди и Георгом Фридрихом Генделем он стал одной из ключевых фигур музыки периода барокко. Однажды он сказал, что «цель его творчества — развеять печаль и принести радость». Музыка Баха и спустя три столетия воплощает этот замысел композитора.