Что первое приходит на ум, когда говорят про балканскую музыку? Зажигательные саундтреки к фильмам Эмира Кустурицы или этнические мотивы в исполнении Горана Бреговича? Все это, пусть и узнаваемая, но только вершина музыкального айсберга стран, расположенных на юго-востоке Европы. Вместе с мультиинструменталистом и композитором Владиславом Шаганом Vokrugsveta.ru решил выяснить, в чем заключается феномен балканской музыкальной культуры и почему голливудские режиссеры так полюбили болгарские народные песни.
Удар на «раз»
Узнать, «откуда есть пошла балканская музыка», не под силу даже коренным жителям полуострова. Сербская песня с болгарским ритмом или греческая мелодия с цыганским характером — классика для Балкан. Уж слишком плотно переплелись корни народов, много веков делящих одну землю. И всё же, в таком ядерном смешении сербского, молдавско-румынского, македонского, греческого, болгарского и цыганского фольклоров можно выделить некие самобытные черты, которых нигде в мире больше не встретишь.
Одна из таких особенностей — сложный ритмический рисунок с ударом на первую долю. Привычными для европейского уха считаются классические размеры: 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8. Но в болгарском фолк-джазе всё по-другому. Местные музыканты активно используют сложные размеры — 5/8, 7/8, 9/8 и 11/8. Такая ритмическая особенность в сочетании с уникальной системой, объединяющей европейские и ближневосточные лады, придает балканской музыке уникальный колорит.
Джазовая мелодия из Болгарии с размером 11/8
Русская народная музыка адаптировала балканские необычные ритмы. Так в нашей традиции появились безразмерные песни, которые исполняют а капелла. Но стоит к таким композициям добавить аккомпанемент, они выравниваются в комфортные и знакомые музыкальные размеры. На Балканах же эти «ломаные» ритмы — основа не только народной, но и эстрадной, джазовой, а также классической музыки.
Эй, Балканы, бейте в тимпаны
Пожалуй, один из древнейших музыкальных инструментов, родившийся на Балканах, а затем распространивший по античному миру, — это односторонний барабан (он же бубен) тимпан. Пришедший из Фракии инструмент стал атрибутом культов бога Диониса и богини Кибелы. Последнюю обычно изображали с тимпаном в руках.
Сегодня итальянским словом timpani называют другой ударный музыкальный инструмент, который мы знаем как литавры. Именно литавры звучат в знаменитой композиции O Fortuna сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Этот инструмент не просто задает ритм — он олицетворяет роковую поступь самой Фортуны, на фоне которой звучит хор.
Композиция O Fortuna
Некоторые народные музыкальные инструменты характерны только для отдельных балканских стран. Например, кавал (с турецкого — «длинная деревянная трубка пастуха»), представляющий собой разновидность флейты, чаще всего можно услышать в Македонии, Болгарии, южной Сербии и Албании. А вот на струнно-смычковом гусле играют в основном в Боснии и Герцеговине.
Пример игры на гусле
Исследования 1970-х годов показали историческую связь скрипки с народными струнно-смычковыми музыкальными инструментами южных славян. По одной из версий, именно родственная гусле болгарская гадулка является предком современной скрипки. Да и наш новгородский гудок недалеко ушел от своего болгарского пращура.
Диско-диско партизаны
Даже при том, что балканские музыканты, интегрируясь в мировую культуру, могут менять гражданство, они никогда не забывают свои корни. Национальные колорит, вкус и ритм пронизывают их творчество даже вдали от родной земли. Яркий пример — румынский диджей Shantel (настоящее имя Штефан Хантель). В свои ремиксы он вплетает традиционные балканские мелодии, хоть сам и называет себя «немецким музыкантом». В 2006 году его трек Mahalageasca прозвучал в фильме «Борат» и до сих пор периодически «вирусится» в социальных сетях.
Авторская версия трека Mahalageasca
Еще один хит диджея под названием Disko Partizani взял в свой репертуар, перепев на русский язык, Филипп Киркоров.
Болгарская лирика в американском кино
Голливудский кинематограф уже давно использует балканские фольклорные мотивы. Они добавляют нужное настроение, колорит и завершают экранный образ героев. Особенно режиссеров вдохновляет болгарская лирическая музыкальная традиция.
Например, свою картину «Банши Инишерина» режиссер Мартин Макдонах решил начать с песни «Полегнала е Тодора». И пока хор «Мистерия болгарских голосов» поет про девушку, уснувшую под оливковым деревом, в кадре, понурив голову, прогуливается герой Колина Фаррелла. А вот в основе музыкальной темы «Message For The Queen» из саундтрека к фильму «300 спартанцев» лежит песня «Зайди, зайди, ясно слънце».
Пролог фильма «Банши Инишерина»
Еще одна болгарская народная мелодия «Малка Мома» стала саундтреком к фильму «Колибри» с Джейсоном Стэтхемом. Балканский мотив можно услышать и в исторической драме «Троя» с Бредом Питтом — в записи саундтреков к этому оскароносному фильму участвовал Лондонский болгарский хор.