Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Роговая музыка: что это такое и как она появилась?

Своим возникновением она обязана охоте

20 июня 2024Обсудить
Роговая музыка: что это такое и как она появилась?
Источник:

Bilderbush fur Kinder. 1807, FAL, via Wikimedia Commons

Непременный атрибут псовых охот — охотничий рог, служивший для подачи специальных сигналов, не раз пытались приспособить для исполнения сложных музыкальных произведений. Его включали в оркестры, но до некоторых пор резкий звук этого инструмента лишь нарушал общую согласованность.

Инновация Мареша

В 1751 году директор императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин дал указание капельмейстеру валторнисту Яну Антону Марешу «привести в приятную стройность» звучание оркестра, в котором кроме валторн и труб участвовали и медные охотничьи рожки. Мареш пообещал составить оркестр из одних только рогов, но над его затеей посмеялись: из этого, мол, может получиться только «музыка для диких зверей».

Роговая музыка: что это такое и как она появилась?

Инструменты рогового оркестра

Источник:

Лапоть, Public domain, via Wikimedia Commons

Спустя год Мареш продемонстрировал свое детище Нарышкину. Виртуозному валторнисту удалось-таки согласовать по звучанию несколько рогов, и на свет появился первый оркестр роговой музыки. В нем каждый инструмент издавал лишь один звук, но весь ансамбль мог исполнять довольно сложные музыкальные произведения.

Диковинка произвела впечатление на императрицу Елизавету. Впервые услышав роговую музыку в 1757 году на большой охоте в подмосковном селе Измайлово, она приказала организовать подобный оркестр у себя при дворе.

Роговые оркестры вошли в моду, они сопровождали охоты и увеселительные прогулки. Гаврила Державин в оде «Фелиция» упоминает об этом: «Или о всех делах заботу // Оставя, езжу на охоту // И забавляюсь лаем псов. // Или над невскими брегами // Я тешусь по ночам рогами // И греблей удалых гребцов».

Речь в стихотворении идет о «Невских серенадах» ночных речных прогулках на лодках, устраивавшихся на Неве и Фонтанке с обязательным участием роговых оркестров. Да и вообще, ни одно значимое событие в Петербурге и Москве не обходилось без этой музыки. Она звучала и во дворцах вельмож, и даже во время переговоров государственной важности, поскольку впервые услышанное согласное звучание рогов производило на иностранных гостей неизгладимое впечатление.

С имперским размахом

За довольно короткое время число роговых ансамблей в двух российских столицах достигло нескольких десятков. Каждый оркестр состоял обычно из 91 инструмента, управлялись с ними около сорока музыкантов. А самый большой коллектив — личный оркестр императора Александра I — одно время включал в себя триста исполнителей.

Побывавшая в 1806 году в Петербурге парижская актриса Луиза Фюзиль писала: «Как изобразить этот чистый воздух, это спокойствие, пейзаж, видимый в сумеречном свете, словно сквозь легкий газ, и эту роговую музыку, — особенность России, — гармония которой, слышимая издали на воде, кажется доносящейся с небес».

Но позднее традиционные оркестры, использующие множество инструментов, полностью вытеснили со сцены своих роговых собратьев. Вероятно, последняя попытка возродить такой оркестр была предпринята в 1896 году, ко дню коронации Николая II, но она оказалась неудачной.

С тех пор считалось, что роговая музыка навсегда осталась в прошлом. Однако в сентябре 2001 года в Петербурге несколько энтузиастов решили воссоздать ее звучание. Используя сохранившиеся описания, они сами изготовили инструменты и под руководством инициатора и вдохновителя оркестра (Русской роговой капеллы) Сергея Песчанского добились от рогов звучания, максимально приближенного к оригинальному. Сегодня уникальный коллектив исполняет классические произведения, народную и духовную музыку.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения