«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет»
В этом отрывке из первой главы «Евгения Онегина» Александр Пушкин с восхищением описал мастерство одной из самых известных российских балерин 1820-х годов. Авдотья Истомина блистала на сцене и слыла красавицей, а потому не знала недостатка в поклонниках, готовых ради нее на всё.
Многоликая танцовщица
Будущая звезда балета родилась 17 января (по н. ст.) 1799 года в Санкт-Петербурге в семье полицейского пристава Ильи Истомина. Девочка рано осиротела, а в шестилетнем возрасте Авдотья попала на полный пансион в Петербургское театральное училище, директором которого незадолго до этого стал гениальный танцовщик и реформатор балета Шарль-Луи Дидло. Он разглядел в Истоминой большой потенциал и занялся ее обучением.
Особое внимание со стороны выдающегося балетмейстера было для воспитанниц училища и даром, и проклятием. Когда Дидло видел, что из девочки может получиться одаренная балерина, он становился строгим и требовательным вдвойне. Своих учеников он называл «человеческой глиной», из которой предстояло слепить настоящих артистов. Впоследствии именно первый учитель Истоминой поставил многие балеты с ее участием.
В девятилетнем возрасте Авдотья дебютировала на большой сцене в балете «Зефир и Флора». Девочка танцевала в свите главной героини, а через несколько лет после выпуска из училища в 1816-м уже сама исполняла партию Флоры. По одной из версий, Авдотья Истомина стала первой русской балериной, проделавшей несколько шагов по сцене в пуантах на пальцах.
Авдотья Истомина прославилась не только благодаря своей блестящей хореографии, но и способностям драматической актрисы. Она исполняла трагические и комические роли, прекрасно владела искусством пантомимы. Балерина не боялась экспериментировать с образами и с равной отдачей исполняла роли в легких водевилях и классических постановках, а порой не только танцевала, но и могла обронить пару реплик во время выступления.
«Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях», — писал драматург и историк театра Пимен Арапов. Зрители и критики отмечали, что лучше всего балерине давались роли восточных красавиц — например, царицы Сююмбике в балете «Сумбека, или Покорение Казанского царства», а также Зетюльбы в «Калифе багдадском».
5 портретов балерины
Несмотря на популярность Авдотьи Истоминой, до наших дней сохранились лишь несколько прижизненных изображений знаменитой балерины. Чаще всего истории о ней иллюстрируют портретом кисти Анри-Франсуа Ризенера, однако многие исследователи сомневаются что на нем изображена Истомина — запечатленная Ризенером девушка в платье с открытыми плечами плохо подходит под оставленные современниками описания Авдотьи Истоминой, а полотно, в отличие от других портретов художника, никак не выдает ее принадлежность к театральному миру.
Самое известное изображение очаровательной балерины, хранящееся сейчас в Государственном музее А.С. Пушкина, создал в конце 1810-х годов А. Винтелгалтер. Он написал Истомину в образе нимфы Галатеи, партию которой танцовщица с успехом исполняла в балете Дидло «Ацис и Галатея».
Дважды живописцы изображали Истомину в образе Флоры — в полупрозрачном платье и с ободком из роз на голове. Так она запечатлена на гравюре Федора Иордана и на портрете работы неизвестного художника, который хранится в коллекции Театрального музея им. А.А. Бахрушина.
Наконец, существует еще один портрет Авдотьи Истоминой, написанный неизвестным художником примерно в 1830-х, — на нем зрители видят скорее светскую даму, чем балерину.
Муза Пушкина
На рубеже 1810-х — 1820-х годов Авдотья Истомина часто выходила в свет и была знакома со многими известными людьми своего времени. Она регулярно появлялась в салоне начальника репертуарной части петербургских императорских театров князя Александра Шаховского, к которому среди прочих часто заглядывали Александр Грибоедов, Иван Крылов, а также Александр Пушкин.
Истомину вообще можно назвать одной из пушкинских муз. Поэт, который был ровесником балерины, не только посвятил ей несколько строк в «Евгении Онегине», но и выбрал Истомину в качестве прототипа одной из героинь романа «Русский Пелам». Работать над ним Пушкин начал в середине 1830-х годов, однако реализовать свою задумку не успел, оставив лишь несколько набросков.
Когда в 1823 году Пушкин находился в ссылке в Кишиневе, по его поэме «Кавказский пленник» в Петербурге поставили балет. «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику», — просил брата поэт в одном из писем.
Волочившихся за юной балериной хватало и без Пушкина, который, не преуспев, написал об одном из поклонников Истоминой — генерале Орлове — скабрёзную эпиграмму, опубликованную уже только после смерти поэта. Но первым и самым известным избранником Авдотьи Истоминой стал ревнивый кавалергард Василий Шереметев, участник Бородинской битвы. Их отношения завязались в 1815 году, и вскоре Истомина переехала к своему возлюбленному, хотя и не вышла за него замуж. В 1817-м, после очередного скандала, балерина съехала от Шереметева к подруге. Эта ссора привела к трагедии, которая изменила судьбы по меньшей мере пяти человек, включая саму Истомину.
Дуэль четырех
Слухи о конфликте между Шереметевым и Истоминой быстро распространились по светскому Петербургу. Поговаривали, что причиной размолвки стал инцидент, произошедший в театре. После выступления балерина вышла на поклон и послала воздушный поцелуй зрителю, подарившему ей букет цветов. Узнав об этом, Шереметев обезумел от ревности и устроил Истоминой скандал, после которого обиженная Авдотья ушла от него.
Когда балерина жила у подруги, Александр Грибоедов позвал ее в гости к их общему знакомому графу Александру Завадовскому, у которого в ту пору жил и сам писатель. Истомина не только приняла приглашение, но и задержалась у Завадовского на два дня. Почему — история умалчивает, но Василий Шереметев, конечно, узнал об этом и вызвал графа на дуэль. По условиям поединка стреляться должны были не только Шереметев и Завадовский, но и их секунданты — Грибоедов и будущий декабрист Александр Якубович.
Дуэль состоялась в ноябре 1817 года близ Волкова кладбища в Петербурге. Шереметев стрелял первым — его пуля лишь задела воротник сюртука противника. А вот выстрел Завадовского оказался смертельным — Василий Шереметев был ранен в живот и скончался на следующий день.
Александра Якубовича вскоре перевели по службе на Кавказ, так что поединок между ним и Грибоедовым пришлось отложить. В 1818-м они стрелялись в Тифлисе. Случайно или намеренно, но Грибоедов промахнулся, а известный бретер Якубович прострелил противнику ладонь. По этому увечью растерзанное тело писателя и дипломата в 1829 году опознали после разгрома российского посольства в Тегеране.
Историю четверной дуэли и другие эпизоды биографии Авдотьи Истоминой Пушкин намеревался использовать в романе «Две танцовщицы», но, как и «Русский Пелам», написать его поэт не успел.
Закат карьеры
Когда о первой дуэли стало известно властям, полицейские пришли в театр, где служила Авдотья Истомина. Балерина тяжело переживала гибель бывшего возлюбленного и чувствовала свою вину за произошедшее. Впрочем, печальный исход поединка никак не отразился на ее популярности — из театра Истомину не уволили, и зрители все так же обожали артистку. Однако впредь она не афишировала свои личные отношения.
Считается, что на карьеру балерины повлияло восстание декабристов: Авдотья Истомина была знакома со многими участниками Северного общества, так что оказалась в негласной опале. Она продолжала служить в театре, но получала все меньше ролей. «Меня на 20 году со времени выпуска из школы упрекают в том, что репертуар мой уменьшился… Чем же я виновата, что балетов сих больше не дают? И что случилось на последнем году моей службы?» — жаловалась Истомина.
С другой стороны, даже урезанное в 1830-х жалованье балерины оставалось весьма приличным, а ролей Истоминой не давали по причине солидного для балерины возраста. Последний выход Авдотьи Истоминой на сцену состоялся в начале 1836 года в Александринском театре Петербурга. 37-летняя балерина исполнила русскую пляску в паре со своим будущим мужем — артистом Павлом Экуниным.
Летом 1848 года ушедшая на покой Авдотья Истомина умерла от холеры и была похоронена на Большеохтинском кладбище Петербурга. Разбушевавшаяся эпидемия погубила и ее супруга — Экунин скончался в начале 1849 года.