Железная дорога, как правило, ассоциируется с удобством, возможностью полюбоваться пейзажами за окном и, что для многих пассажиров важнее всего, безопасностью. Однако иногда стечение обстоятельств и чья-то халатность оборачиваются трагедиями, которые уносят десятки и даже сотни жизней. Подтверждением тому служит катастрофический взрыв, прогремевший 4 июня 1989 года на железной дороге под Уфой в момент, когда мимо друг друга проезжали два пассажирских поезда, которые следовали из Адлера в Новосибирск и обратным маршрутом.
Опасное соседство
Довольно часто к страшным происшествиям ведет длинная череда вполне рядовых событий. Так было и в случае с катастрофой под Уфой. В 1981 году началось строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». Реализация проекта шла по плану, пока в Миннефтепроме не решили переделать нефтепровод в продуктопровод для транспортировки сжиженной газобензиновой смеси. Инженерам срочно пришлось вносить коррективы в проект, а рабочие столь же ускоренными темпами старались воплотить их задумки в жизнь.
При этом трубопровод неоднократно пресекал железнодорожные пути или подходил к ним на близкое расстояние, что вызывало опасения у некоторых специалистов. В частности, он пролегал всего в 900 метрах от участка Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, находившегося на территории Башкирской АССР.
Накануне трагедии именно здесь в трубопроводе образовалась узкая щель длиной около 1,7 метра. Через нее выходили наружу бутан, пропан и другие легковоспламеняющиеся углеводороды. Эта горючая смесь была тяжелее воздуха, а потому не рассеивалась, а заполняла низину возле железной дороги.
Образовавшееся газовое «озеро» имело специфический запах, который уловили машинисты проезжавших поездов и строители трубопровода. Известия о загазованности на перегоне поступили диспетчеру участка, но тот не придал им значения. Примерно в то же время приборы показали снижения давления в трубопроводе. Дежурный персонал принял простое решение «поддать газу», чем усилил утечку.
Навстречу гибели
Между тем из Челябинска отправился пассажирский поезд № 211, следовавший по маршруту «Новосибирск — Адлер». В одном из его вагонов ехали учащиеся 107 школы и юные хоккеисты и команды «Трактор — 73». Из Уфы же отправился поезд № 212 «Адлер — Новосибирск». Оба состава немного отставали от графика — это обстоятельство стало роковым.
4 июня 1989 года в 1:14 по местному времени пассажирские поезда, двигаясь встречными курсами, вошли в газовое облако, занявшее площадь 250 га. Когда отстававшие от графика составы проходили мимо друг друга, прогремел чудовищный взрыв. Земля содрогнулась, в воздух взметнулось огненное зарево, которое было видно за 100 километров от места катастрофы. 11 вагонов, будто игрушки, слетели с путей от ударной волны. Другие вагоны обгорели и получили различные повреждения. В домах в радиусе около 12 километров от эпицентра взрыва вылетели стекла.
Мощность взрыва, по подсчетам экспертов, составила 250-300 тонн в тротиловом эквиваленте. Впрочем, некоторые специалисты оценивают взрыв в 12 килотонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения, мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году равнялась 16 килотоннам. Расчеты показывают, что на короткое время температура в районе взрыва достигала 1000 °C.
Моделирование событий на месте трагедии
Сотни пассажиров погибли мгновенно. От некоторых из них остался только пепел и фрагменты костей. Многие обгорели до неузнаваемости. Чудом уцелевшие пассажиры выбирались из вагонов, помогали вылезти соседям, пытались оказывать друг другу первую медицинскую помощь.
Вскоре на место происшествия приехали жители окрестных сел, затем прибыли бригады скорой помощи, военные. Пострадавших эвакуировали на автомобилях, вертолетах, поездах.
Сотни людей, получивших страшные ожоги и увечья проходили длительное лечение в больницах Челябинска, Уфы, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула, Москвы. Всего в катастрофе 623 человека получили серьезные травмы, а 575 (по некоторым данным 645) человек погибли во время взрыва или скончались от его последствий.
Кто виноват?
Специалисты пришли к выводу, что сам взрыв могли спровоцировать искра, возникшая при торможении одного из составов, или выброшенный из тамбура окурок.
По одной из версий, утечка газа произошла из-за того, что во время укладки трубопровода, одна из труб случайно оказалась помята ковшом экскаватора. Со временем на месте вмятины возникла трещина, откуда и вытекал газ. Другая версия гласит, что образование газового облака стало возможным вследствие коррозии металла, из которого была сделана труба.
Скорее всего, изначально повреждения были незначительными, но относительно быстро превратились в брешь. В пользу такого сценария свидетельствуют сообщения о загазованности окрестностей трубопровода, поступавшие еще за несколько дней до трагедии. Но проверять эту информацию никто не стал.
Так или иначе, выходит, что основной причиной гибели нескольких сотен человек стала банальная халатность. Начальнику строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабу, мастеру, нескольким строителям было предъявлено обвинение по статье 215, части II УК РСФСР «Нарушение правил при производстве строительных работ», предусматривавшей до 5 лет лишения свободы. Суд признал их виновными. Но более высокопоставленные лица на скамью подсудимых так и не попали.
В 1992 году на месте крупнейшей в истории СССР и современной России железнодорожной катастрофы был установлен памятник. Возле него по сей день ежегодно проходят траурные митинги.