Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Россияне принимают всё больше антидепрессантов: почему это хорошо — объясняют эксперты

Спросили психолога и невролога о том, почему растут продажи препаратов и к каким последствиям это приведет

18 февраля 2025Обсудить

Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.

Читайте все статьи рубрики по тегу #мнение.

Россияне принимают всё больше антидепрессантов: почему это хорошо — объясняют эксперты | Источник: JOSHUA COLEMAN / Unsplash
Источник:

JOSHUA COLEMAN / Unsplash

От года к году спрос на антидепрессанты среди россиян растет. Например, в 2024 году он увеличился аж на 22%. Эксперты объяснили Vokrugsveta.ru, что это логичный процесс, и поделились советами о том, как следить за своим психическим и эмоциональным здоровьем.


Андрей Сердюков, психолог, гештальт-терапевт,
автор канала «Побег из невроза»:

<p>Андрей Сердюков</p>

«Антидепрессанты — не лекарства в привычном понимании»

Тренд начался давно. Очевидным и явным он стал через несколько месяцев после начала пандемии коронавируса, когда появились первые «последствия».

В общественном поле наиболее громко и часто обсуждались такие «заметные» симптомы как потеря вкусов и запахов, что несомненно являлось неврологическим симптомом. За кадром осталось все остальное. Снижение настроения, апатия, астения и другие «приколы», влияющие на работоспособность и качество жизни. Панические атаки начались даже у тех, у кого их никогда не было. Те, кто никогда не болел, начинали страдать от простудных и пищевых болячек. У многих внезапно стартовали аутоиммунные заболевания.

Вот тогда-то врачи, в частности неврологи, стали чаще назначать препараты, в том числе антидепрессанты, тем, кому по традиционным показаниям вообще-то не «положено». И о чудо! Людям полегчало! Оказалось, что антидепрессанты лечат не только депрессивные симптомы.

Следом за ковидом поводы для стресса стали множиться. Экономические и социальные сферы подкинули поводов для тревог. Так что на прием антидепрессантов стали соглашаться даже ярые их противники… Ну потому что сильно поплохело! Человеческая психика способна справляться с единичным стрессом, способна восстанавливаться и справляться со следующим. Однако последние годы мы живем в режиме постоянного стресса. И наши внутренние ресурсы давно закончились. Именно поэтому приходится прибегать к заемным ресурсам — препаратам. В том числе антидепрессантам.

Последствия могут быть разными. На фоне ухода из страны некоторых производителей лекарств, возможно, российская фарма получит мотивацию для развития. По крайней мере для населения это было бы плюсом.

Вероятно, в скором времени в социуме станет еще больше людей, нуждающихся в медикаментозной поддержке — за счет вернувшихся из горячих точек. Было бы неплохо, чтобы к этому моменту в стране были запасы нужных препаратов. Иначе может повториться история двухлетней давности, когда со всей России люди ехали в Москву за препаратами для щитовидки, которые исчезли буквально в течении недели.

Хорошо, что люди стали больше обращать внимание на свое ментальное здоровье. Но пока это касается больших городов: в маленьких городах и селах антидепрессанты — по-прежнему «таблетки дьявола», для психов. Даже к неврологам, насколько уж они классические врачи, без крайней нужды человек из глубинки не пойдет: не дай бог запишут в сумасшедшие и «поставят на учет». Как утверждала одна старушка, в «их время» никаких депрессий не было. А потом выясняется, что у нее муж повесился!

С другой стороны, антидепрессанты — это не совсем лекарства в привычном понимании. Их задача — снимать симптомы, но не бороться с причиной болезни. Часто люди попадают в ловушку мнимого «исцеления». Вместо того чтобы менять что-то в своей жизни, работать с состоянием и чувствами, они всецело полагаются на таблетки. И это путь к полной зависимости от препаратов.

Мало кому показан пожизненный прием антидепрессантов. В основном назначают курсы на полгода-год, с рекомендацией пойти к психологу, заняться спортом, поменять образ жизни и питания. Однако большинство, как только им становится легче, решают ничего не менять — ведь таблетки уже все «исправили». Более того, многие начинают ухудшать свою ситуацию, усиливая причины, которые привели их к препаратам. Много работы, мало отдыха, нездоровое питание, нездоровые отношения — все это усиливает стресс.

Для того чтобы тренд стал положительным, необходимо обращать внимание на просвещение — не только выписывать рецепты, но рассказывать пациентам об особенностях работы психики. Мы с детства подхватываем поговорку, что «все болезни от нервов», но как будто не идем дальше этого.

Забота о «нервах» — это не только процедуры и пилюли, это во многом забота о своей психической жизни, своих чувствах в первую очередь. Примечательно, что люди, которые регулярно посещают психолога, проще переносят стресс. Точно так же, как и те, кто занимается спортом и следит за качеством и режимом питания. Внимательное отношение к себе должно стать нормой.


Денис Туряница, руководитель практики психоневрологии,
автор канала «Turitz’s neurology»:

<p>Денис Туряница</p>

«Применение антидепрессантов не повлияет на общество негативно»

Повышенный спрос на препараты из группы антидепрессантов — не только российский тренд. Кроме того, это не что-то новое. Стабильный рост спроса в России наблюдается в течение последних 10 лет.

Впрочем, выделить одну причину, которая могла бы всецело этот рост объяснить, все равно не получится — их много.

Наиболее значимыми я бы назвал:

  • увеличение осведомленности о психических расстройствах;

  • уменьшение страха назначения препаратов у непрофильных специалистов (и это мы разберем чуть подробнее);

  • опасения людей, что препараты исчезнут из продажи или станут существенно дороже.

Мы как общество постепенно (титаническими усилиями современных психиатров и пациентских сообществ) отходим от стигматизации психиатрической помощи. Сейчас обращение за медицинской помощью к психиатру реже воспринимается как нечто постыдное. А когда я, например, как невролог рекомендую консультацию психиатра, пациенты реже воспринимают это «в штыки».

В то же время сейчас пересматривают многие положения по лечению психических расстройств. Если раньше что-то могло считаться, например, частью расстройств из группы шизофрении и лечилось соответствующими препаратами, то теперь некоторые состояния эффективно лечатся именно антидепрессантами.

Но не стоит воспринимать эти препараты исключительно как «антидепрессанты». Во-первых, это весьма неоднородная группа, включающая препараты разного механизма действия: трициклические антидепрессанты (ТЦА) и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) действуют очень по-разному.

И некоторые эффекты, которые эти препараты вызывают, могут быть применены не только для лечения депрессии. Например, в неврологии эти же препараты используются в рамках терапии хронической или невропатической боли. Поэтому часть рекомендаций, из-за которых пациент покупает антидепрессанты в аптеке, обусловлена не только психиатрическими назначениями.

Более того, в последние годы врачи иных специальностей тоже начали «открывать» для себя антидепрессанты. Наверное, самым показательным является здесь опыт гастроэнтерологов, для которых использование антидепрессантов стало важным элементом лечения функциональных нарушений работы кишечника, например, синдрома раздраженной кишки. А поскольку все вышеуказанные состояния достаточно распространены, не стоит удивляться росту спроса на эти лекарства.

В целом, ничего негативного в практике назначения препаратов этой группы нет. Это столь же обычные лекарства, сколь и нестероидные противовоспалительные средства, например, ибупрофен. Однако важно не допустить бесконтрольности приема этих препаратов.

Наиболее распространенные сейчас антидепрессанты — СИОЗС и ИОЗСН, — по имеющимся у нас данным, зависимость вызвать не могут, но и эффект они вызывают только при ответственном следовании рекомендаций. Это не те препараты, которые можно использовать бесконтрольно.

Как минимум это касается продолжительности приема — большинство из них дает эффект при регулярном приеме в течение нескольких недель, а то и лет. При этом, если человек начинает прием, в большинстве случаев это не повлияет на привычный для него образ жизни. И уж точно никто со стороны не заметит, так как никаких изменений в поведении, вроде заторможенности или, наоборот, эйфории, лекарства не вызывают.

Более того, если предположить, что СИОЗС начнет принимать человек, которому они не показаны, скорее всего он не почувствует вообще ничего. Отсюда вывод: применение антидепрессантов никаким образом не повлияет на общество негативно — при разумном, разумеется, применении.

В реальной неврологической практике антидепрессанты входят, наравне с нестероидными противовоспалительными и антиконвульсантами, в топ-3 самых используемых препаратов. Консультируя пациентов ежедневно, я знаю, что ориентировочно 10-15% пациентов могут получить такую рекомендацию по разным причинам.

Конечно, могут возникать «промахи» — существуют индивидуальные особенности метаболизма, непереносимость того или иного препарата, и опыт использования лечения для пациента может оказаться негативным. Но это следствие широкого выбора и, зачастую, отсутствия четкого механизма подбора препаратов.

Поэтому я бы рекомендовал:

  • Не бояться применения антидепрессантов, но назначать их только вместе с врачом;

  • Не рассчитывать на антидепрессанты как на нечто «волшебное» и понимать, что это лекарства, которые могут вызвать нежелательные эффекты;

  • Не покупать препарат впрок, если только у вас нет уже длительного опыта его применения и понимания того, что вы и в будущем будете его применять;

  • Не гнаться за конкретным производителем — иногда дженерики (препараты, которые копируют оригинальные, созданные фармкомпанией) могут переноситься лучше оригинальных препаратов;

  • Обращаться за медицинской помощью, если вы испытываете недомогание. Иногда симптомы могут быть не очевидны даже для того, кто их испытывает. У врачей же часто есть инструменты, позволяющие, как минимум, взглянуть на симптомы иначе, а часто еще и улучшить качество жизни пациента.


А вы когда-нибудь принимали антидепрессанты?

  • 52.6%
    Да
  • 47.4%
    Нет
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения