Камни с неба
Кремниевые ручные топоры (рубила) получили распространение в так называемой ашельской культуре раннего палеолита, то есть в начале Каменного века. Более 500 тысяч лет тому назад наши предки научились, ударяя камнем о камень, получать орудие с очень острым краем, которым можно было резать мясо, дерево, добывать корни растений. Ашельские каменные топоры находят на территории Африки, Западной Европы, Кавказа, Ближнего Востока.
До начала эпохи Просвещения люди думали, что эти камни овальной или грушевидной формы, утолщенные с одной стороны и заостренные с другой, имеют естественное происхождение и называли их «грозовыми камнями», которые упали на землю из облаков.
Самое раннее письменное упоминание «грозовых камней» было найдено в текстах середины XVI века. Однако исследователи из Дартмутского колледжа (США) и Кембриджского университета (Великобритания), статья которых
33 грани мученичества
«Меленский диптих» был выполнен по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Шевалье был родом из городка Мелен в 45 километрах к юго-востоку от Парижа. Диптих состоит из двух картин, написанных маслом на деревянных панелях: левая называется «Этьен Шевалье со Святым Стефаном», а правая — «Мадонна с младенцем в окружении ангелов».
Ашельское рубило, как считают ученые, Фуко изобразил на левой панели. Святой Стефан стоит рядом с Шевалье, держа в руках Новый Завет, причем на книге сверху лежит камень, символизируя смерть Святого Стефана, первого христианского мученика, от побивания камнями.
До сих пор искусствоведы описывали предмет как «зазубренный камень» или «большой, острый камень». Никому не приходило в голову, что этот камень может быть продуктом человеческого труда. Мысль о том, что это не обычный камень, а ашельское рубило, первому пришла в голову искусствоведу Стивену Кангасу.
Чтобы выяснить, так ли это, Кангас и его коллеги из Кембриджа тщательно проанализировали камень, изображенный Фуко. Оказалось, что форма камня практически идентична форме ашельских топоров, которые находят в том регионе Франции, где была написана картина.
Мало того, цвет камня с картины тоже ничем не отличается от цвета большинства доисторических рубил. Инфракрасный анализ поверхностного красочного слоя картины показал, что художник очень ответственно подошел к изображению камня — он несколько раз переписывал эту часть диптиха, видимо, добиваясь точного сходства с оригиналом. Исследователи предположили, что Фуко писал с натуры, изображая реальный каменный топор, или же делал это по памяти.
Кангас и его коллеги также пересчитали количество сколов на острой стороне нарисованного камня — их оказалось 33, что совпадает со средним числом сколов на ашельских ручных топорах, которые находят на территории Франции. Все это говорит в пользу того, что святой Стефан на картине держит в руках не обычный камень, а доисторическое рубило.