Почему русский стиль был невероятно популярен на западе в первой половине 20 века? Рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов.
Каждые сто лет в западных странах случается волна моды на все русское. Первый бум стиля «а ля рус» начался после победы российских войск в войне с Наполеоном в 1812 году. Но золотой век русской культуры на Западе пришелся на эпоху расцвета модерна. И особенную популярность в то время завоевали русские головные уборы — кокошники.
Когда началась мода на русский стиль?
Все началось с костюмированного бала, который прошел в 1903 году в честь 290-летнего юбилея династии Романовых. Фотографии с этого бала можно назвать произведениями искусства, а костюмы — шедеврами дизайна одежда.
Именно благодаря этим фотоснимкам началось знакомство западного мира с русской народной культурой. Стоит отметить, что костюмы на балу были не точной копией традиционных русских нарядов, а скорее фантазией придворных портных на тему русского стиля.
Но настоящий прорыв русского стиля в мировой моде случился несколькими годами позже. Толчок к этому дали дягилевские сезоны, которые начались в 1909 году в Париже, продолжились в Лондоне, а следом прошли по всей Европе.
Сергей Дягилев был самым одаренным продюсером своего времени. Благодаря ему мир узнал, что в культуре России Запад встречается с Востоком. Но ярче всего его талант проявился в сфере русского балета. Дягилевские постановки «Жар-птица», «Весна священная» и «Петрушка» сыграли главную роль в популяризации русского стиля сначала во Франции, а затем и в Америке. Зрители оценили не только талант танцовщиков, но и невероятные декорации и костюмы. Над их созданием трудились лучшие художники начала XX века: Лев Бакст, Александр Бенуа, Анри Матисс, Коко Шанель, Пабло Пикассо, Николай Рерих, Соня Делоне и многие другие.
На следующее утро после постановок портные были завалены работой: клиенты просили повторить сценические образы, увиденные в театре. Балеты были настолько популярны, что русский стиль стал влиять на моду и искусство во всем мире.
Кокошник покоряет Европу
После революции продвижению русского стиля способствовали и эмигранты — они приходили на мероприятия, званые ужины, вечеринки и маскарады в русских традиционных костюмах. Самым приметным элементом в женском русском наряде был причудливый кокошник. Замысловатый головной убор, невиданный на Западе, вмиг захватил внимание публики.
В ту эпоху в искусстве были популярны народные мотивы, фольклор и нарочитая декоративность. Русский головной убор полностью отвечал этим требованиям. Вскоре кутюрье подхватили идеи художников по костюмам и начали создавать самые разные вариации кокошников.
В 20-е годы кокошник превратился в шляпку, которая стала неотъемлемой частью коллекций многих дизайнеров. Продвижению этого головного убора способствовали и манекенщицы, среди которых было много русских красавиц.
Форма шляпки-кокошника напоминала корону. Образ «загадочной принцессы» в подобной короне был очень популярен, но повседневные вариации таких шляпок лишь отдаленно напоминали кокошники. Однако в свадебной моде такие шляпки были богато и замысловато декорированы. Часто для декора использовался жемчуг — как в настоящем русском кокошнике.
В головном уборе, отсылающем к русскому стилю, позировала для официального портрета и Елизавета Боуз-Лайон, будущая королева Великобритании и мать Елизаветы II. Напоминающей кокошник тиарой из бриллиантов изначально владела мать ее супруга, Александра Датская, родная сестра российской императрицы Марии Федоровны, у которой тоже было такое драгоценное украшение. А затем этот бесценный «кокошник» перешел по наследству к Елизавете II. Поэтому русские мотивы не случайны даже в британских королевских нарядах.
Русские кокошники за океаном и в далекой галактике
Американцы старались впечатлить Европу и показать ей, что они могут лучше, ярче и богаче. При этом для создания модных образов они использовали те же тенденции, что и европейцы.
Кинодивы немого кино появлялись в стилизованных кокошниках чуть ли не в каждом фильме. Доказательством этому служат фотографии непревзойденных актрис того времени: Глории Свенсон, Вильмы Банки, Флоренс Видор и многих других. Даже легендарная Грета Гарбо примерила на себя кокошник в фильме «Мата Хари».
Кинодивы немого кино появлялись в стилизованных кокошниках чуть ли не в каждом фильме. Доказательством этому служат фотографии непревзойденных актрис того времени: Глории Свенсон, Вильмы Банки, Флоренс Видор и многих других. Даже легендарная Грета Гарбо примерила на себя кокошник в фильме «Мата Хари».
Мода на все русское продержалась целых три десятилетия. К сожалению, тренды имеют свойство быстро зарождаться и быстро угасать. Однако и в более поздних фильмах можно встретить образы с элементами русского стиля. Так, героиня Натали Портман в саге «Звездные войны» появлялась в кадре в кокошниках, стилизованных под одеяния из иных, фантастических, миров.
Феномен стиля «а ля рус» сыграл огромную роль в истории моды и искусства, и за это стоит поблагодарить Сергея Дягилева. Его «Русские сезоны» не только подарили миру множество значимых имен, но и открыли дорогу для новых веяний и течений.