Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда

Эта деталь народного костюма украшала и королев, и кинодив

5 сентября 2023Обсудить
Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
«У околицы». Константин Маковский, 1885
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Почему русский стиль был невероятно популярен на западе в первой половине 20 века? Рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов. 

Историк моды

эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool

Каждые сто лет в западных странах случается волна моды на все русское. Первый бум стиля «а ля рус» начался после победы российских войск в войне с Наполеоном в 1812 году. Но золотой век русской культуры на Западе пришелся на эпоху расцвета модерна. И особенную популярность в то время завоевали русские головные уборы — кокошники.

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
«Царевна-Лебедь», фрагмент. Михаил Врубель, 1900
Источник:
Wikimedia Commons

Когда началась мода на русский стиль? 

Все началось с костюмированного бала, который прошел в 1903 году в честь 290-летнего юбилея династии Романовых. Фотографии с этого бала можно назвать произведениями искусства, а костюмы — шедеврами дизайна одежда. 

Именно благодаря этим фотоснимкам началось знакомство западного мира с русской народной культурой. Стоит отметить, что костюмы на балу были не точной копией традиционных русских нарядов, а скорее фантазией придворных портных на тему русского стиля.

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Лев Бакст. Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной
Источник:
Wikimedia Commons
Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Тамара Карсавина в балете «Жар-птица»
Источник:
Wikimedia Commons

Но настоящий прорыв русского стиля в мировой моде случился несколькими годами позже. Толчок к этому дали дягилевские сезоны, которые начались в 1909 году в Париже, продолжились в Лондоне, а следом прошли по всей Европе. 

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Портрет балерины Анны Павловой. 1911
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Сергей Дягилев был самым одаренным продюсером своего времени. Благодаря ему мир узнал, что в культуре России Запад встречается с Востоком. Но ярче всего его талант проявился в сфере русского балета. Дягилевские постановки «Жар-птица», «Весна священная» и «Петрушка» сыграли главную роль в популяризации русского стиля сначала во Франции, а затем и в Америке. Зрители оценили не только талант танцовщиков, но и невероятные декорации и костюмы.  Над их созданием трудились лучшие художники начала XX века: Лев Бакст, Александр Бенуа, Анри Матисс, Коко Шанель, Пабло Пикассо, Николай Рерих, Соня Делоне и многие другие.

На следующее утро после постановок портные были завалены работой: клиенты просили повторить сценические образы, увиденные в театре. Балеты были настолько популярны, что русский стиль стал влиять на моду и искусство во всем мире.

Кокошник покоряет Европу  

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Невеста. 1920-е
Источник:
Wikimedia Commons

После революции продвижению русского стиля способствовали и эмигранты — они приходили на мероприятия, званые ужины, вечеринки и маскарады в русских традиционных костюмах. Самым приметным элементом в женском русском наряде был причудливый кокошник. Замысловатый головной убор, невиданный на Западе, вмиг захватил внимание публики.

В ту эпоху в искусстве были популярны народные мотивы, фольклор и нарочитая декоративность. Русский головной убор полностью отвечал этим требованиям. Вскоре кутюрье подхватили идеи художников по костюмам и начали создавать самые разные вариации кокошников. 

В 20-е годы кокошник превратился в шляпку, которая стала неотъемлемой частью коллекций многих дизайнеров. Продвижению этого головного убора способствовали и манекенщицы, среди которых было много русских красавиц. 

Форма шляпки-кокошника напоминала корону. Образ «загадочной принцессы» в подобной короне был очень популярен, но повседневные вариации таких шляпок лишь отдаленно напоминали кокошники. Однако в свадебной моде такие шляпки были богато и замысловато декорированы. Часто для декора использовался жемчуг — как в настоящем русском кокошнике.

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Коронационный портрет Георга VI и Елизаветы Боуз-Лайон
Источник:
agefotostock via Legion Media

В головном уборе, отсылающем к русскому стилю, позировала для официального портрета и Елизавета Боуз-Лайон, будущая королева Великобритании и мать Елизаветы II. Напоминающей кокошник тиарой из бриллиантов изначально владела мать ее супруга, Александра Датская, родная сестра российской императрицы Марии Федоровны, у которой тоже было такое драгоценное украшение. А затем этот бесценный «кокошник» перешел по наследству к Елизавете II. Поэтому русские мотивы не случайны даже в британских королевских нарядах.

Русские кокошники за океаном и в далекой галактике

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Вильма Банки в фильме «Орел», 1925
Источник:
Wikimedia Commons

Американцы старались впечатлить Европу и показать ей, что они могут лучше, ярче и богаче. При этом для создания модных образов они использовали те же тенденции, что и европейцы. 

Кинодивы немого кино появлялись в стилизованных кокошниках чуть ли не в каждом фильме. Доказательством этому служат фотографии непревзойденных актрис того времени: Глории Свенсон, Вильмы Банки, Флоренс Видор и многих других. Даже легендарная Грета Гарбо примерила на себя кокошник в фильме «Мата Хари».

Кинодивы немого кино появлялись в стилизованных кокошниках чуть ли не в каждом фильме. Доказательством этому служат фотографии непревзойденных актрис того времени: Глории Свенсон, Вильмы Банки, Флоренс Видор и многих других. Даже легендарная Грета Гарбо примерила на себя кокошник в фильме «Мата Хари».

Мода на все русское продержалась целых три десятилетия. К сожалению, тренды  имеют свойство быстро зарождаться и быстро угасать. Однако и в более поздних фильмах можно встретить образы с элементами русского стиля. Так, героиня Натали Портман в саге «Звездные войны» появлялась в кадре в кокошниках, стилизованных под одеяния из иных, фантастических, миров. 

Русская жар-птица: как кокошник дошел до Голливуда
Кадр из фильма «Скрытая угроза» (2005): Натали Портман в роли Падме Амидалы

Феномен стиля «а ля рус» сыграл огромную роль в истории моды и искусства, и за это стоит поблагодарить Сергея Дягилева. Его «Русские сезоны» не только подарили миру множество значимых имен, но и открыли дорогу для новых веяний и течений. 

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения