Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии

От мыла за копейку до знаменитых духов и крема от веснушек

10 апреля 2023Обсудить

Первые духи проникли в Россию через петровское «окно в Европу» вместе с модными платьями, париками и пудрой. В XVIII веке основными поставщиками парфюма были Франция, Италия и Англия. Спустя столетие в Российской империи появились свои парфюмерные фирмы, в которых были созданы ароматы, известные и по сей день.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Источник:
Dan Rascanu, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Монаршие ароматы

Первыми и самыми щедрыми покупателями духов были европейские монархи и аристократы. Так, Екатерина II предпочитала аромат «Амбровые яблоки», а Мария-Антуанетта  — Houbigant.

Отечественная парфюмерия начала зарождаться в XVIII веке, но тогда это была одна из областей медицины: духи, изготовленные фармацевтами, продавались в аптеках. Самыми популярными ароматами были роза и мята, но впоследствии ассортимент расширился — аптекари научились сочетать розовое масло, бергамот, цедру цитрусовых и лаванду. Когда в Москве в 1770 году разразилась смертоносная эпидемия чумы, родилось поверье, что духи, помимо приятного запаха, обладают целебными свойствами и могут «отпугнуть» недуг.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Флакон «Кёльнской воды» 1811 года
Источник:
The Picture Art Collection / Alamy via Legion Media

В те времена парфюмерия редко делилась на мужскую и женскую. Фиалковую воду, к примеру, одинаково любили аристократы обоих полов, нанося ее на парики и аксессуары — особенно, перчатки. То же касалось одеколонов, которые сегодня считаются исключительно мужским видом парфюма. Большим любителем и популяризатором одеколона был Наполеон Бонапарт, который, по словам современников, «мыл им плечи и голову». Аромат классической «Кёльнской воды» (Eau de Cologne), созданный в начале XVIII века, сочетал в себе нотки лимона, апельсина и бергамота, за что в России его прозвали «тройным».

Фабричное производство отечественных духов началось в 1840-х годах — прорыву в мировом парфюмерном деле тогда поспособствовало изобретение синтетических душистых веществ. Созданием парфюмерной отрасли в Российской империи занялись французские и немецкие специалисты — они мечтали вывести собственную продукцию на новый рынок, но в их родных странах конкуренция была слишком велика. Во второй половине XIX века к ним присоединились отечественные предприниматели.

Французский первопроходец

В 1842 году в Россию из Франции приехал парфюмер Альфонс Ралле. Годом позже он положил начало отечественной парфюмерной индустрии, открыв небольшое производство в Москве. За тринадцать лет Ралле превратил предприятие в солидную фабрику. Продукция француза, помимо духов включавшая мыло и декоративную косметику, продавалась в фирменном магазине «Ралле и Ко», а для рекламы своей продукции компания издавала «Энциклопедию женских рукоделий», в которой описывались достоинства парфюма фирмы.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
В ассортименте фирмы Ралле были и духи «Серебристый ландыш». Парфюм под тем же названием выпускался в СССР с середины XX века, хотя и не был идентичен продукции Ралле
Источник:
statehistory.ru

Альфонс Ралле провел в России без малого пятнадцать лет. За это время его компания получила почетный статус поставщика императорского двора и приобрела хрустальную фабрику, на которой начали выпускать фирменные флаконы для духов. Из-за болезни легких Ралле был вынужден вернуться во Францию. Свое предприятие он в 1856 году продал партнерам с условием сохранения названия.

Новым управляющим торгового дома «Товарищество „А. Ралле и Ко“» стал сын осевшего в России наполеоновского солдата Эдуард Бо, но его фамилию на весь мир впоследствии прославил сын Эрнест.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Эрнест Бо (1881-1961)
Источник:
Wikimedia Commons
Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Флакон для духов «Ралле»
Источник:
Philki2wiki, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

В сменившей название на «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» фирме Эрнест Бо работал с 1898 года, а в 1907 году он стал главным парфюмером огромного по тем временам предприятия. Вместе с братом Эдуардом он вошел в состав правления компании. В России Эрнест Бо успел создать разные ароматы, включая духи «Букет Наполеона», выпущенные в 1912 году к столетнему юбилею Отечественной войны.

После крушения Российской империи Эрнест Бо, успевший повоевать на фронтах Первой мировой, а во время Гражданской войны в России побывавший в Заполярье, перебрался во Францию, где в 1921 году создал свой главный шедевр — духи Chanel № 5.

Гений маркетинга

Главным конкурентом семейства Бо стал Генрих Брокар — потомственный парфюмер, в 1861 году приехавший из Франции в Россию, где уже работал его отец. Спустя три года Генрих на вырученные от продажи придуманной им методики создания концентрата духов открыл в Москве собственное дело.

Брокар арендовал бывшее здание конюшен и начал с изготовления мыла. Сперва трудиться приходилось с утра до ночи: Генрих своими руками варил мыло вместе с двумя рабочими. Ажиотажным спросом продукция новой фирмы не пользовалась, но всё изменилось после того, как супруга Шарлотта предложила Генриху начать выпускать детское мыло в виде фигурок животных, а также с буквами русского алфавита. Эта идея имела огромный успех.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Генрих (1839-1900) и Шарлотта Брокар, 1900 год
Источник:
Wikimedia Commons

Секрет популярности продукции Генриха Брокара заключался не только в ее высоком качестве, но и в доступности. Парфюмер смог угодить всем слоям населения: и тем, кто заказывал изысканные ароматы в элегантных магазинах, и тем, кто ходил на ярмарки. В 1860-х фирма Брокара начала выпускать «Народное» мыло, стоимостью всего одну копейку за кусок. Впоследствии к мылу добавились пудра и помада — общая стоимость такого «Народного» набора составляла три копейки.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Реклама фирмы «Брокар и Ко», конец 1890-х. В то время компания наладила выпуск душистых чернил, позволявших писать письма, которые приятно пахли
Источник:
Wikimedia Commons

Генрих Брокар расширял производство и, как сказали бы теперь, придумывал различные маркетинговые ходы для привлечения внимания к своей продукции. Например, во время открытия нового фирменного магазина «Торгового дома „Брокар и Ко“» в Москве покупателям по символической цене в один рубль предлагался богатый набор из десяти косметических средств, включавший среди прочего мыло, помаду, крем и флакончик духов. Эти наборы разошлись в считаные часы.

В дальнейшем Брокар превзошел самого себя: к презентации аромата со скромным названием «Цветочный» он устроил аттракцион невиданной щедрости прямо в центре павильона Промышленно-художественной выставки 1882 года, установив там… фонтан с духами! Зачерпнуть из «чудо-источника» мог любой желающий, а фирменные флаконы любезно предоставлял магазин Брокара.

В 1870-х годах Брокар вместе с партнером Василием Германом штурмовали рынок элитной парфюмерии. Поклонницей их продукции стала великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II. В 1873 году она впервые посетила магазин Брокара и была очарована необычным подарком — букетом восковых цветов, в котором каждый цветок имел свой аромат. С тех пор Генриху Брокару позволили ставить на товарах пометку: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской».

В 1913 году по случаю 300-летия дома Романовых работавший у Брокара парфюмер Август Мишель создал аромат «Любимый букет Императрицы». Согласно распространенной версии, в СССР эти духи после некоторой доработки превратились в «Красную Москву». В ее пользу говорит тот факт, что Мишель остался в России после революции и продолжал работать на бывшей фабрике Брокара.

По секрету всему высшему свету

В конце XIX века в Российской империи появилась лечебная косметика. Создавал ее парфюмер и провизор Александр Остроумов. Первым продуктом Остроумова стало мыло от перхоти, которое охотно покупали и аристократы, и обычные горожане. Вдохновленный успехом, провизор принялся за разработку средств против несовершенств кожи: лосьона от угрей, отбеливающих концентратов и омолаживающих кремов.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Источник:
Dan Rascanu, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Настоящую славу в мире бьюти-индустрии своего времени Александру Остроумову принес крем «Метаморфоза», способный избавить от веснушек, пигментации и загара. Подробная инструкция  к этому крему, состоящая из 15 страниц, была напечатана при Московском институте врачебной косметики. Это учреждение (первое в мире!) Александр Остроумов основал в 1910 году. Сам провизор терпеливо объяснял каждой посетительнице, как правильно использовать то или иное средство и предостерегал от приобретения подделок.

Александр Остроумов нередко «продвигал» свою продукцию посредством бартера. Провизор бесплатно дарил косметику знаменитым артисткам, балеринам и светским львицам, зная, что те непременно расскажут о ней свои приятельницам. В итоге появился целый альбом с фотографиями известных женщин и их похвалами в адрес продукции «Товарищества провизора А.М. Остроумова».

Сделав себе имя на лечебной косметике, Остроумов занялся созданием духов, высказывания о которых разошлись на цитаты. «Цветы живут одно мгновение, а ваши духи и одеколон „Флоранж“ — вечно», — писала Александру Остроумову артистка Свободного театра Анна Казмичева.

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Источник:
Dan Rascanu, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

До революции дела Александра Остроумова шли в гору, а его парфюмерное предприятие было крупнейшим в стране, основанным не иностранцем. Он стал официальным поставщиком императорского двора, постоянно увеличивал ассортимент продукции, довел финансовый оборот компании до семизначных сумм. После 1917 года парфюмер покинул Россию, а спустя три года Остроумов умер в Константинополе (нынешний Стамбул). Часть его технологий красоты была утеряна навсегда. Пожалуй, главным «долгожителем» предсказуемо оказался крем «Метаморфоза» — в СССР его производили вплоть до 1960-х годов.

Парфюмерия после революции

Уже в 1917 году в молодой Стране Советов началась национализация предприятий, которой не избежали и фабрики косметики и парфюмерии. Основанные Альфонсом Ралле и Генрихом Брокаром компании превратились сперва в «Мыльные и парфюмерные фабрики» (№ 7 и № 5), а затем в парфюмерные предприятия «Свобода» и «Новая заря» соответственно.

Флаконы для духов, оставшиеся от прежней эпохи, уничтожались — новую власть не устраивали товарные знаки парфюмеров и символика с двуглавым орлом. В советское время флаконы стали снабжать этикетками в стиле соцреализма. На них изображали работниц, крестьянок и спортсменок. В оформлении упаковок для парфюмерии также использовали народные мотивы и роспись под хохлому и палех. Примеры такого дизайна можно увидеть на коробках одеколонов «Черный ларец» и «Лель», а также духов «Рябинушка».

Русский дух с европейскими нотками: краткая история отечественной парфюмерии
Одним из самых узнаваемых советских брендов стали духи «Красная Москва» (или, если верить упомянутой выше версии, духов «Любимый букет Императрицы»). Пустые флаконы причудливой формы от этих и других духов хранили и после того, как их содержимое заканчивалось
Источник:
Vecherovskaya, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В позднем СССР появился «именной» парфюм — одеколон «Саша» и духи «Наташа» от фабрики «Новая заря». Они были недорогими и доступными — их продавали даже в киосках «Союзпечати». Портреты моделей для флаконов выбирали дизайнеры, имевшие доступ к международным фотобанкам, поэтому этикетки советских одеколона и духов украсили фотографии привлекательной девушки из Скандинавии, и молодого человека из ГДР. Оба аромата выпускаются в виде одеколона и по сей день, хотя былой популярностью уже не пользуются.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения