Немногим художникам суровые северные виды приносят больше вдохновения, чем пышная природа южных мест. Одним из таких живописцев был Александр Борисов, плененный ледяной красотой Арктики.
Побег навстречу мечте
Александр Борисов родился 14 ноября (по н. ст.) 1866 года в крестьянской семье в деревне Глубокий Ручей Вологодской губернии близ города Красноборска. Когда в десятилетнем возрасте он серьезно заболел, родители дали зарок: если Саша поправится, то однажды поедет на год в Соловецкий монастырь — помогать инокам по хозяйству. Через пять лет так и случилось — пятнадцатилетний юноша помогал вести рыбный промысел и осматривал Соловки.
Север очаровал подростка. По возвращении в родительский дом он не находил себе места: втайне планировал новые путешествия и мастерил деревянные модели лодок. Единомышленников в деревне найти было трудно: сверстники не разделяли интересов Александра, а близкие досадовали на его легкомысленные увлечения.
Однажды в семье Борисовых разразилась ссора: отец сломал все поделки сына и посоветовал заняться, наконец, делом. Александр затаил обиду. В 17 лет он бежал на Соловки, не спросив разрешения старших, и вскоре устроился на работу в иконописную мастерскую. Впоследствии Борисов писал, что иконы были первыми художественными изображениями, которые он увидел в своей жизни. К желанию путешествовать прибавилось еще одно — писать картины.
На работы провинциального художника обратили внимание посетившие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович (сын Александра II) и учредитель Пензенского художественного училища генерал Андрей Боголюбов. Они выделили Александру Борисову стипендию и пригласили на учебу в Петербург. В 1888 году он поступил в Академию художеств. Впоследствии среди наставников молодого живописца были мастера пейзажа Иван Шишкин и Архип Куинджи, а во время учебы он не раз бывал на Белом море, где старался запечатлеть красоты северной природы.
Курс на Север
В 1894 году тогдашний министр финансов Сергей Витте отправился в экспедицию по Северу на пароходе «Ломоносов». Завершившего к тому времени обучение с отличием Борисова пригласили сопровождать чиновника — молодой художник должен был делать по пути зарисовки побережья Кольского полуострова.
В Петербург Александр Борисов привез большую папку этюдов, а знакомство с Витте впоследствии не раз помогало художнику. В 1896 году Борисов впервые побывал на Новой Земле — итогом этой экспедиции стали примерно полторы сотни работ. Часть из них годом позже была выставлена в Санкт-Петербурге — тогда талант Борисова высоко оценил Виктор Васнецов:
Другой знаменитый живописец, Илья Репин, называл Борисова «русским Нансеном», и это сравнение со знаменитым норвежским полярником было вполне уместным, а самому Александру Борисову предстояло лично познакомиться с Фритьофом Нансеном.
Но вернемся в 1897 год. На Александра Борисова тогда обратил внимание меценат Павел Третьяков — он купил несколько десятков работ художника, заплатив за них в общей сложности 10 000 рублей. Третьяков даже попросил Борисова похлопотать о возвращении нескольких проданных другим покупателям этюдов, чтобы заполучить их в коллекцию своей галереи.
Борисов же тогда планировал новую, гораздо более продолжительную экспедицию. Он задумал отправиться на Крайний Север на несколько лет, чтобы провести время на материке, а затем на острове Вайгач и архипелаге Новая Земля.
«В стране холода и смерти»
Вайгач, идолы и песцы
В путь художник отправился в начале 1898 года из Красноборска, где договорился о рубке леса для дома, в котором он намеревался жить на Новой Земле. Сперва он добрался по рекам до Пустозерска, а оттуда на оленях доехал до побережья Северного Ледовитого океана, держа курс на пролив Югорский Шар, отделяющий от материка остров Вайгач. Борисов не щадил себя — он преодолевал в день по 20-30 километров и питался сырой олениной. Так он добрался до крохотного поселения Никольское, а затем перебрался на Вайгач, перейдя Югорский Шар по льду.
«В 30–40 верстах от Долгой губы (залив на берегу острова Вайгач. — Прим. авт.) я посетил очень интересное священное место самоедов, которое до меня не было посещено ни одним путешественником. Здесь я нашел огромную груду диаметром в 5-6 сажень деревянных идолов с оленьими рогами и медвежьих черепов, огромные кучи якорей, цепей, взятых с судов, потерпевших крушение, обломки ружей, котелки и прочее», — писал Александр Борисов.
Самоедами в то время называли, в основном, ненцев — северный народ, занимавшийся оленеводством и рыболовством. Некоторые из них к концу XIX века уже приняли христианство, другие же оставались язычниками или, по крайней мере, хорошо помнили традиции предков. Самоеды позволили художнику взять несколько предметов и идолов из святилища.
В июне Борисов вернулся в Никольское, где провел остаток лета за написанием картин и сбором биолого-зоологической коллекции. В конце августа пароход «Сергей Витте» доставил художника в Архангельск с десятками этюдов и богатой коллекцией, включавшей животных: песцов и полярных сов.
На «Мечте» под парусом
Далее Борисов занимался решением насущных вопросов следующей части экспедиции, включая закупку припасов, постройку деревянного парусного судна для плавания во льдах и подготовку к перевозке на архипелаг стройматериалов для возведения дома. Художник намеревался добраться до восточного побережья Новой Земли, но из-за льдов пароход высадил его со спутниками у западного берега пролива Маточкин Шар, разделяющего Южный и Северный острова архипелага, — пройти через пролив капитан не решился.
Борисову пришлось отказаться от плана построить дом на Новой Земле в 1899 году и после нескольких подготовительных вылазок, занявших половину лета и начало сентября (за это время среди прочего Борисов успел подняться на 832-метровую гору Вильчека, где написал пару этюдов), художник и его спутники вернулись в Архангельск на «Мечте» — той самой парусной яхте, построенной по его заказу. Судно привело Борисова в восторг. Он нарадоваться не мог на то, как «Мечта» при внешней хрупкости стойко выдерживает капризы северной природы, справляясь и с сильным ветром, и со стремительным течением.
На волосок от гибели
Летом 1900 года Борисов снова отправился на Новую Землю. На этот раз компанию ему составили не только рабочие и команда «Мечты», но и ученые: зоолог Тимофеев и гидролог Филиппов. Строить дом для зимовки экспедиции начали на западном побережье Южного острова. Тут пригодилась давняя любовь Борисова к работе с деревом, но стройка, в которой он непременно хотел участвовать, затянулась до середины августа, что нарушило планы и в итоге привело к большой беде. Дом же вышел добротным и просторным, с баней и помещением для привезенных коров, а впоследствии прослужил еще несколько десятков лет. Его фрагменты сохранились вплоть до конца прошлого века.
Борисов планировал пересечь на «Мечте» Маточкин Шар, выйти в Карское море и двинуться затем на север вдоль побережья, обустраивая на берегу склады для запланированного на 1901 год похода к самой северной точке архипелага — мысу Желания. К концу лета в проливе уже было много льда, и «Мечта» добралась до восточного побережья только через две недели. Вскоре судно застряло во льдах в районе залива Чекина, а ветер понес «Мечту» прочь от берега. Борисову и его спутникам пришлось взять самое необходимое и покинуть яхту, чтобы добраться до земли.
Тузиком тогда называли маленькую шлюпку, но и она была почти непригодна и держалась на плаву лишь благодаря счастливому обстоятельству: пробившая ее льдина удачно застряла в днище, заткнув собой пробоину. Путешественники понимали, что полным составом не смогут долго пробыть внутри такой ненадежной конструкции. Они решили бросить жребий: кому искать спасения дальше, а кому — встретить смерть во льдах.
Александр Борисов вспоминал, что сам предложил остаться, а шанс на выживание предоставить тем членам команды, у которых есть семья и дети. После тяжелых разговоров путешественники всё же договорились рискнуть и продолжать бороться вместе. Пытаясь добраться до берега, они страдали от жажды и голода, топили снег, охотились на тюленей. За несколько дней их отнесло примерно на 200 километров к югу. Наконец, удача улыбнулась отважной команде — на горизонте появился самоедский чум.
Команду Александра Борисова спасли знакомые художнику жители архипелага — с ними он уже встречался во время прошлой экспедиции. Вскоре удалось найти и «Мечту», которую прибило к берегу. С судна забрали некоторые вещи, но вытащить его на берег не вышло. В честь любимой яхты Александр Борисов назвал открытые им залив и мыс на Новой Земле.
Проведя две недели в гостеприимном чуме, художник и его спутники отправились к дому, куда благополучно добрались к ноябрю. Зиму они провели за работой. Так, Борисов писал портреты местных жителей и пейзажи.
Новые испытания
В апреле 1901 года Борисов с парой спутников, как и планировалось, отправился исследовать берега Новой Земли на санях. Художник открыл несколько отсутствовавших на картах географических объектов и принялся щедро раздавать им имена людей, которых особенно ценил. Так появились на Новой Земле мысы Шишкина, Куинджи, Васнецова, Репина, а также ледники Третьякова и Витте.
«Приходилось идти пешком и помогать собакам, трудно было работать: краски мерзли, палитру засыпало снегом, руки коченели до того, что пальцы не гнулись. Санный путь длился 106 дней, в это время я написал 200 рисунков и этюдов», — рассказывал художник.
Эта вылазка принесла новые испытания. В один из дней шторм уничтожил шлюпку путешественников, а собаки, тянувшие на себе груз с вещами и важными бумагами (этюдами, наблюдениями, личными записями), разбежались. Александра Борисова выручили упорство и природное везение: вместе с зоологом Тимофеевым они отыскали заброшенную лодку, а вещи решили тащить на себе. Художник и ученый решили «погибнуть вместе с ними, но не бросать это главное сокровище, стоившее таких трудов».
Только в конце июля изможденные путешественники добрались до дома, а через месяц их забрал на Соловки проходивший мимо экспедиционный пароход «Пахтусов». Оттуда полярники добрались до Архангельска. Так закончилась главная экспедиция Александра Борисова. Позднее он еще навещал дом на Новой Земле, приезжая туда на пленэр.
О своих северных путешествиях он впоследствии написал две книги: «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» и «В стране холода и смерти».
Искусство требует жертв
Художник Николай Рерих однажды сказал об Александре Борисове: «Ему удалось найти новый ручей, никем не затоптанный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется». Действительно, писать картины в таких трудных условиях решился бы не каждый.
На севере Александру Борисову удавалось вести жизнь аборигена (охотиться, пасти стада оленей, обустраивать быт), но не привыкать к уникальной красоте местной природы. За время пребывания на Новой Земле он написал более двух с половиной сотен этюдов, а в 1896 году смог запечатлеть на архипелаге полное солнечное затмение.
Внешние обстоятельства не могли поколебать решимости художника, задумавшего по горячим следам набросать очередной эскиз. «Самая низкая температура, при которой я когда-либо писал, так это на реке Мезени — при минус 31 по Реомюру (около -39 °С. — Прим. авт.), хоть и худо, но возможно».
Кисти Александр Борисов обрезал, чтобы те помещались в крепко зажатом кулаке, прикрытом пушистым рукавом малицы — самоедской теплой одежды. Времени на раздумья было немного — нанести краски следовало до того, как они загустеют на морозе.
«Со мной бывали случаи во время моих полярных работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал замерзать на этом адском холоде… Коченеющие руки отказываются служить, но рисуешь, весь охваченный жаждой нанести на полотно это причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего Севера», — писал художник.
С корабля — на выставку
На материке Борисова ждало признание. В Петербурге прошли выставки его работ, которые имели большой успех. Император Николай II приобрел несколько картин художника и заказал ему еще — всего к 1914 году Борис должен был написать 80 картин-этюдов для царской коллекции.
В 1902 году художник демонстрировал свои работы в Вене и Берлине, затем — в Париже, где удостоился Ордена Почетного легиона. В 1907 году во время Лондонской выставки Александр Борисов познакомился с тем самым Фритьофом Нансеном. Полярный исследователь вручил художнику Орден Святого Олафа от правительств Швеции и Норвегии.
Спустя год мастер арктического пейзажа уже покорял Новый Свет: по протекции Сергея Витте Александр Борисов стал первым художником из России, которого принимал в Белом доме президент США Теодор Рузвельт. Во время своих поездок он также рассказывал о быте поморов и ненцев.
В 1909 году 42-летний Борисов женился в Берлине на вдове профессора Берлинского университета 51-летней Матрёне Заблудовской, а вскоре они отправились на родину художника, В Красноборск, где он за несколько лет до этого построил большой дом-мастерскую.
Замкнувшийся круг
Фритьоф Нансен прославился не только как бесстрашный полярный исследователь, но и как гуманист. Он занимался благотворительностью, помогал эмигрантам и в 1922 году был удостоен Нобелевской премии мира.
В 1921 году Нансен стал верховным комиссаром от Лиги Наций по делам беженцев. Он предложил выдавать беженцам удостоверяющие личность сертификаты, которые позже стали называть «нансеновскими паспортами». Среди сотен тысяч беженцев их получили и многие известные эмигранты, покинувшие Россию после революции: Анна Павлова, Сергей Рахманинов, Владимир Набоков и другие. Среди обладателей «нансеновского паспорта» оказался и Илья Репин, когда-то сравнивший с Нансеном Александра Борисова.
На Русском Севере
В 1910-х годах Александр Борисов занялся благотворительностью и просветительской деятельностью. После крупного пожара в Красноборске, разрушившего полсотни домов, он создал специальный комитет в помощь всем, кто лишился жилища.
Свои выставки Александр Борисов старался делать не только эстетически приятными, но и полезными для будущих путешественников. Живописец полагал, что детальное изображение северных пейзажей поможет морякам и землепроходцам на местности.
«Они могут наглядно видеть, что такое льды торосовые, льды глетчерные, какая их форма, какой цвет, какие льды очень опасны для плавания судами и какие менее опасны, о какой лед разбился „Титаник“ и т. д. Все это изучив и хорошо ознакомившись в огромном помещении Морского музея или Этнографического отдела, наши моряки отправятся в эту терра инкогнита уже не с такими завязанными глазами, как если бы они пошли туда в первый раз», — объяснял художник. Большая выставка его работ прошла в Санкт-Петербурге в 1914 году.
Вскоре после революции 1917 года Александр Борисов едва не остался без картин и своего дома, но решение о национализации его имущества отменили. В 1920-х он вернулся к проекту новой северной железной дороги, который разрабатывал в перерывах между экспедициями. Так появилась идея Великого Северного железнодорожного пути, проходящего по маршруту Обь-Котлас-Сорока. Увы, проект так и остался на бумаге, хотя целесообразность его реализации сохраняется по сей день.
Тогда же по инициативе Борисова недалеко от Красноборска был построен соляной курорт «Солониха», а художник взял на себя обязанности управляющего.
Главным переживанием Александра Борисова стала сохранность его полотен. Художник хотел, чтобы они экспонировались в крупных галереях или музеях России. Мечта художника сбылась: сегодня его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, Архангельском областном музее, Вологодской картинной галерее и Ненецком краеведческом музее. Однако многие рисунки художника и его богатый архив, к сожалению, не сохранились.
Александр Борисов скончался в августе 1934 года. В честь первого художника русской Арктики названы несколько улиц в разных городах России, полуостров между заливами Чекина и Незнаемым на Новой Земле, и музей художественного освоения Арктики в Архангельске, а в Красноборске работает дом-музей художника, но всё же помнят его намного меньше, чем он того заслуживает.