Корова, или «бык домашний», населяет все климатические зоны от Патагонии до Северного полярного круга. Конечно, причина такого эволюционного успеха в том, что однажды домашний бык доверил свое выживание человеку (а человек — быку с его вкусным мясом и корове с питательным молоком). Однако и для человека, и для быка завоевание планеты было вовсе не легким делом.
Бык с востока
Основным родоначальником современных пород крупного рогатого скота был европейский дикий тур. По мнению генетиков, прародителями домашних коров стали всего 80 особей, обитавших в раннем неолите на территории Плодородного полумесяца — региона, включавшего Месопотамию, Ассирию, Финикию и Египет.
Через 1500 лет крупный рогатый скот появился в Малой Азии, а затем добрался до Южной и Центральной Европы, где скрещивался с местными турами. Параллельно с этим в долине Инда произошло одомашнивание зебу — вида, лучше приспособленного к тропикам.
По мере увеличения важности сельского хозяйства возрастал и статус животного. Уже тогда корова стала эквивалентом достатка, а в Древнем Египте быки и коровы вовсе стали священными. В индуизме по сей день их запрещено убивать и употреблять в пищу.
Одомашненные потомки диких туров постепенно уменьшались в размере. Людям было невыгодно долго содержать взрослых особей, и все больше телят рождалось от молодых коров, недавно ставших зрелыми. Менялся нрав скота, а также его экстерьер: ноги стали короче, так как коровам не требовалось спасаться от хищников или проходить большие расстояния в поисках пищи, вымя укрупнилось.
Первые древние коровы давали мало молока, потому чаще всего забивались для получения мяса и кожи. Животных использовали для работы в полях и как тягловую силу. Об этом свидетельствуют находки моделей глиняных колес от повозок. Судя по наскальным рисункам из Северной и Средней Европы, в такие повозки со сплошными колесами запрягали быков или волов (вол — кастрированный, более покладистый бык).
Беллетризованная история приручения дикой коровы содержится в сказке Редьярда Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». В ней женщина, в обмен на чудесную траву, теплый кров и заботу, получила от коровы молоко. В сказке «Дикая Корова» превратилась в «Нашу Кормилицу». Так писатель определил тот статус, который корова приобрела в хозяйстве людей.
Туры и славяне
С середины 5-го тысячелетия до н. э. на территории Восточной Европы уже существовали племена, использовавшие крупный рогатый скот в хозяйстве (Трипольская культура). Византийский автор конца VI — начала VII веков в своем сочинении «Стратегикон» отмечал, что славяне имели много скота и сельскохозяйственной продукции. Прокопий Кесарийский писал, что своим богам славяне приносили в жертву быков. Подтверждением развитого скотоводства у ранних славян служат находки вблизи Дона, где рядом с костями коровы археологи нашли миски для приготовления сыра.
Славянская колонизация Северо-Восточной Руси привела коров на земли, заселенные финно-угорскими и балтскими племенами. Им также было известно разведение крупного рогатого скота. Например, в Волго-Окском междуречье кости быков нашли в слоях, датирующихся концом III — началом II тысячелетия до н. э.
О молочном животноводстве в Древней Руси известно из берестяных грамот IX века, найденных при раскопках в Великом Новгороде архитектором Артемием Владимировичем Арциховским в середине XX века. Из записей видно, что уже тогда славяне изготавливали из коровьего молока масло и простоквашу.
Параллельно с домашними коровами продолжали существовать их дикие родственники — туры. Наиболее известное указание на живущих в Европе диких быков принадлежит Цезарю, а о восточноевропейских турах упоминал Владимир Мономах в своем «Поучении детям». «Следы» дикого быка можно заметить в названии славянских праздников: «турицы» у поляков, словаков и галичан.
У славян дикие быки пользовались особой любовью: могучие животные упоминаются в былинах, колядках, свадебных традициях и религиозных праздниках. В Ипатьевской летописи славного воина уподобляют туру: «…храбор бо бе яко и тур». Эти быки и правда обладали большой силой, ловкостью и свирепым характером. Один только их рев приводил людей в ужас.
Например, в былине «Иван Гостиный сын» говорится:
«Зрявкает бурко по-туриному,
Триста жеребцов испугалися,
С княжнецкого двора разбежалися».
Из сообщений дипломата Сигизмунда фон Герберштейна, Конрада Геснера и средневековых польских источников можно извлечь описание диких быков: при рождении тур был каштанового цвета (черно-бурый, темно-бурый), но в возрасте шести месяцев делался черным с грязновато-белой полосой вдоль спины; зато самки сохраняли свою первоначальную масть и во взрослом состоянии.
Так, по цвету масти одомашненной самки тура стали звать всех коров — буренками. И хотя со временем корова приобретала различные масти, ласковое прозвище «буренка» закрепилось за всеми самками домашнего быка, вне зависимости от их расцветки.
Славяне верили во множество примет, связанных с коровой. Например, когда купленное животное заводили во двор, хозяйка должна была поклониться корове и угостить ее хлебом с солью. Коров обычно не ругали, не давали им обидных прозвищ, обращались с ним ласково.
В народных сказках корова порой выступает как тотемное животное, связанное с духом предков. Например, в народной сказке «Крошечка Хаврошечка» девочка, благодаря своей корове, которую она называет матушкой, справляется с тяготами крестьянской жизни. В сказке корова выступает в роли матери и заступницы.
Явление русской коровы
Климат Руси позволяет животному кормиться подножным кормом лишь летом, на остальное время года крестьянин запасался для коровы сеном. На важность коровы в животноводстве указывает то, как часто между феодалами, землевладельцами и крестьянами происходили конфликты из-за сенных угодий, необходимых для создания кормовой базы. Смерть кормилицы могла обернуться для всей семьи катастрофой и поставить людей на грань выживания.
Животные, в зависимости от климатической зоны, содержались в теплом стойле около полугода и часто выходили на весенний выпас сильно исхудавшими, но за лето отъедались и набирали массу. На Русском Севере в холодное время года скот через сени загоняли в подклет — нижнюю часть дома, над которой располагалось хозяйское жилье — изба.
По соседству с хлевом, часто над ним, находился сарай с сеном и рабочим инвентарем. В Северо-Восточной Руси в холод скот содержался в огороженных заборами и плетнями, крытых соломой дворах. Против сквозняка и для большей термоизоляции хлева использовали мох и солому.
В теплое время года скот самостоятельно пасся на специально отгороженных участках. Изгороди и осеки не позволяли скоту забрести в лес, а чтобы коровок было проще найти, на шею им вешали металлические или деревянные колокола «ботала». В Русской Правде кража скота из хлева расценивалась как преступление в несколько раз большее, чем кража скота в поле. Иногда для выгула коров привлекали пастуха.
«В хозяйстве корова нужна. Что это за хозяйство без коровы?» — недоумевал кот Матроскин в повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». И правда, вести хозяйство без буренки в русской деревне было сложно.
Крестьяне заботились о скоте, без которого русский хлебопашец не представлял свое хозяйство. Важность скота крестьяне видели в том числе в получении от него удобрения — коровьего навоза. Тяжести содержания скота ложились в крестьянской семье на женщин. Они доили коров, делали масло и творог. Молочные продукты, одни из главнейших в рационе крестьян, из-за своего непродолжительного срока годности обычно не входили в натуральный оброк и оставались для пропитания крестьянской семье.
По мере продвижения российского государства на север, в направлении Урала и Сибири, коровы распространялись по территории вместе с людьми. Как и их хозяева, животные адаптировались к местным условиям, происходил естественный и искусственный отбор. В Российском царстве первые попытки улучшить местных коров сделали при Алексее Михайловиче. Были изданы указы, по которым следовало выписывать для двора из-за границы племенных животных и вербовать специалистов в области животноводства, которые бы «всякую животину… водить умели».
Мясные и молочные
Люди быстро заметили, что одни коровы дают больше молока, а другие более мясистые, некоторые легче справляются с болезнями или не болеют совсем, а какие-то не переносят определенного климата. С древних времен человечество стало использовать селекцию для сельского хозяйства и животноводства. В Средние века центрами искусственного отбора коров стали Альпы, Британские острова, Голландия и Франция; животных постепенно адаптировали к местным климатическим условиям, увеличивали надой или укрупняли для получения большего количества мяса.
Значительного успеха в этом долгосрочном деле добилась Голландия. Мягкий и влажный голландский приморский климат, богатые почвы, обеспечивающие высокий урожай кормовых культур, способствовали развитию скотоводства и повышению надоев. Наиболее крупные особи голландского скота разводили в тех местах, где были луга (марши) с очень плодородной почвой, которая давала быстрый и сильный рост травы. Скот пасся на этих маршах с начала мая до начала октября, оставаясь на пастбищах и в ночное время.
Во время поездки по Европе Петр I заметил крупных голландских коров. Тогда впервые была предпринята попытка улучшения русского скота путем выписки из Голландии племенного материала для Архангельской губернии. Так появилась холмогорская порода. Коровы этой породы обладают высоким ростом, крепким телом, они выносливы и легко переносят холод — не страдают от простудных заболеваний. Сейчас эта порода распространена по всему Русскому Северу, в центральной части России, в Поволжье и даже на Камчатке.
Пионером российской зоотехнии стал Михаил Егорович Ливанов (1751–1800) — выпускник Московского университета и ученик видного английского скотозаводчика Роберта Бэквелла. Ливанов в своем труде «Руководства к разведению и поправлению домашняго скота» (1794 год) выделял два направления разведения коров.
Первое — о животных, «расположенных от природы к ожирению и вкусному мясу» и второе — о животных, которые «склонны к знатному количеству молока». Профессор лично проводил эксперименты, в которых отбирал у коров лучших телят, а затем скрещивал с другими производительными особями. С каждым поколением животных (а это обычно два года) линии молочного и мясного скота расходились все сильнее.
Одна из крупных фигур русской зоотехнической науки XIX века — академик Александр Федорович Миддендорф (1815–1894). Ученый активно отстаивал свою позицию в вопросе о том, с чего следует начинать улучшение русского скота — с добавления буренкам крови зарубежных пород или с усовершенствования местных коров. Сторонники отечественных пород считали, что русскую корову нужно накормить досыта, обогреть ее в хорошем стойле, тогда-то и получится высокопродуктивная скотина.
В 1872 году Александр Федорович опубликовал свои лекции по скотоводству, где показал себя ярым приверженцем скрещивания русских коров с зарубежными. Противоположенной точки зрения придерживался один из основателей отечественной зоотехнии как науки — Илья Никитич Чернопятов (1824–1879). Он порицал смешение местного скота с иностранными породами без учета экономических и кормовых условий.
Теоретические взгляды Чернопятова нашли практическое отражение в хозяйстве Нила Сергеевича Серова: от простой русской коровы там в год получали 6–8 пудов масла или 3600 кг молока. Этот факт озадачил сторонников иностранных пород, поскольку те давали такой же удой, но лишь при обильном кормлении. Секрет помещика был прост: в его хозяйстве интенсивность кормления увеличили за счет сеяния травы.
Если попросить российского читателя представить корову, почти наверняка это будет белое животное с черными пятнами. Более половины российского крупного рогатого скота относится именно к черно-пестрой породе, родственной голландским коровам.
Черно-пестрых коровок вывели в 1930–1940-хх годах путем смешения «голландцев» с местными животными. В зависимости от региона разведения к ним добавляли другую подходящую кровь, чтобы улучшить мясные качества, экстерьер или надой. Так, например, к коровам Прибалтики и северо-западных регионов РСФСР добавили голштинскую кровь, что сделало их выше, а также увеличило объем вымени.
В российской степи преобладает калмыцкая порода, перекочевавшая в прикаспийский регион с племенами ойратов (в России они стали зваться калмыками) — жителями Западной Монголии.
Коровы этой породы долгое время проходили естественный отбор и формировались в условиях резко континентального климата, постоянно находясь на пастбищах. Они способны проходить в день до 50 км в поисках корма, а в зимнее время добывать его из-под снега. Животные этой породы очень выносливы, справляются даже с экстремальными погодными условиями, могут питаться скудной растительностью. Разводят таких коров на Нижней Волге, в Калмыкии, Ставрополье и Забайкалье.
Есть среди российских буренок и необычные, безрогие коровы. Русскую комолую вывели в 2007 году при скрещивании вышеупомянутой калмыцкой коровы и шотландского абердин-ангусского быка. Такая неприхотливая буренка представляет меньшую опасность для фермера и другого скота.
Уникальна среди всех российских пород якутская, проживающая вместе с людьми в условиях Крайнего Севера. Порода возникла в районе озера Байкал, а затем вместе с якутами распространилась по территориям современной Республики Саха. В отличие от холмогорской породы, привыкшей к холодным условиям, якутская выдерживает не просто северный, а суровый арктический климат, способна выжить при низкой температуре до –50 °С. Животные небольшие, но крепкие, вымя маленькое, покрытое густой шерстью, как и все остальное тело.
Аборигенная порода Якутии считается очень редкой. Она отделилась от общего с европейскими породами предка примерно 5000 лет назад и до недавнего времени не смешивалась с другими породами. Чистокровных якутских коров сегодня насчитывается не больше 1500 голов, часть из них проживает за Северным полярным кругом вместе с эвенками.
Вместе навсегда?
Человек веками получал от коров не только пищу и одежду, но и множество менее очевидных благ, вплоть до научных знаний и медицинских технологий (вспомним, что слово «вакцинация» происходит именно от латинского названия коровы). Мы изменили саму коровью природу, сделав животных более удобными в обращении и эффективными в хозяйстве.
Впрочем, обратное влияние коров на человеческую эволюцию тоже нельзя недооценивать. По данным генетиков, человеческий ген, находившийся в нашей истории под самым сильным давлением естественного отбора, — это вовсе не загадочный «ген разума», которого пока никто не обнаружил, а всего лишь кусочек ДНК, определяющий нашу способность усваивать молоко во взрослом возрасте. Видимо, без этого жизненно важного ресурса нашим предкам выжить было непросто.
К сожалению, совместная жизнь человеческого рода и коровьего племени далеко не безоблачна. Как бы нам этого ни хотелось, невозможно выстроить технологический процесс так, чтобы путь теленка к бифштексу был полон радости и сбывшихся надежд. Многие жители развитых стран отказываются от мяса, поскольку мысль о страдании животных для них невыносима. Между тем, в 2013 году в Лондоне был впервые представлен искусственный гамбургер, созданный исследовательской группой Марка Поста из университета Маастрихта.
Искусственное мясо пока дорого, но с каждым годом его цена неуклонно снижается. Возможно, в один прекрасный день фатальная зависимость человечества от парнокопытных будет полностью преодолена. Надо полагать, оставшиеся не у дел буренки будут отправлены в контактные зоопарки, однако их наверняка останется куда меньше, чем нынешние полтора миллиарда.
Крайне успешный биологический вид превратится в драгоценный реликт. Возможно, избавление животных от страданий того и стоит. Однако мы слишком мало знаем о смысле жизни, чтобы утверждать это безапелляционно. Остается только поблагодарить коров за те века, которые они прожили рядом с нами. При всех оговорках, это было неплохое время.
Фото: RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES; SHUTTERSTOCK / FOTODOM (х2)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июнь 2023