Когда палеонтологи в 1957 году обнаружили окаменелости этой странной рыбы, они подумали, что на ее голове очень много костистых шипов, да и вообще она больше похожа на инопланетянина, чем на земное существо. За то ее и окрестили Alienacanthus, намекнув на «чужие» для Земли организмы. Однако новое исследование показало, что ничего инопланетного в этой особи нет, а то, что принимали за шипы, ими совсем не является.
В работе,
Глядя на столь специфический прикус, палеонтологи выдвинули три гипотезы, как он вообще мог пригодиться:
в охоте;
чтобы сбивать с толку или ранить других рыб;
для просеивания отложений.
Наиболее убедительной для палеонтологов оказалась первая гипотеза. Ее подкрепило расположение зубов, направленных назад, что не позволяло попавшей в ловушку добыче выбраться.
Вместе с тем, новое открытие сделало Alienacanthus главным претендентом на звание обладателя худшего в мире прикуса, подвинув с пьедестала полурыловых (Hemiramphidae), нижняя челюсть которых вырастает до 28 сантиметров.
Что еще интереснее, Alienacanthus, существовавший от 419 до 358,9 миллиона лет назад, — представитель плакодерм, группы панцирных рыб, в которую входят некоторые из первых челюстных позвоночных. Но в ряду доисторических собратьев его делает уникальным то, что верхние челюсти Alienacanthus могли двигаться независимо от черепа — иначе, говорят ученые, рыбине было бы просто не приспособиться к жизни с такими особенностями.
Даже не знаем, кто может сравниться с Alienacanthus. Разве что детеныш змеи с двумя головами, одна из которых ест сардины, а другая двигает челюстями.