Мы сидим в мастерской художницы Вероники Осиповой, и нас окружает множество картин — законченных или существующих пока лишь в виде набросков.
Вероника Владимировна по национальности уильта. Это один из самых малочисленных народов в мире — примерно человек триста. Культура этого кочевого народа, испокон веков живущего на Сахалине, тесно связана с оленеводством. Но в период лососевой путины уильта активно заготавливали рыбу. Рыбой не только питались, но и использовали в других целях — например, изготавливали из ее кожи одежду, обувь, мешки, сумки.
Отталкиваясь от традиций предков, Вероника Владимировна разработала собственный вид искусства. Она создает из рыбьей кожи картины-аппликации. В ее руках этот необычный материал преображается — на картинах возникают лес и море, люди и звери, сценки из повседневной жизни коренных народов Сахалина и сказочные сюжеты.
Как вы пришли к этому виду искусства и к столь необычной технике?
— Во многом от предков. Традиция работы с рыбьей кожей для Сахалина исконная. Интерес к ней появился у меня в детстве, когда я посещала художественную школу в селе Некрасовка. Там мы, в частности, изучали прикладное искусство коренных народов.
Позже я покинула родной край — уезжала в Хабаровск, где получила специальность модельера-конструктора швейных изделий. А когда спустя несколько лет вернулась в родные Ноглики, то устроилась на работу преподавателем в художественную школу и по совместительству — художником в мастерскую по производству сувениров. Тогда-то я и вспомнила, что есть такой интересный материал — рыбья кожа. Появилась мысль: а что если поработать с ней? Начала экспериментировать, понемногу набирая необходимый опыт — и пошло-поехало.
Чем же вас привлекла рыбья кожа?
— Оказалось, что это очень фактурный и податливый материал. Берешь, например, кожу кунджи, присматриваешься к ней — да это же целое небо с облаками! Расположение пятен может подсказать сюжет картины. Помню, одно из первых моих произведений — изображение кита. Я назвала его «Ых-миф», то есть «Рыба-остров» — так представители коренных народов именовали Сахалин.
Хобби постепенно превратилось в полноценную профессию. Труд поглощает целиком без остатка. Занимаюсь этим и у себя в мастерской, и дома, а если куда-то отправляюсь, то беру работу с собой в дорогу. Я не могу теперь просто взять и пожарить рыбу на обед — сначала мне нужно аккуратно снять с нее кожу.
А где вы берете рыбу? Вам подходит любая рыба или нет?
— Приобретаю в магазинах и на рынке, получаю в подарок от друзей, а иногда и ловлю ее самостоятельно. Складываю в морозильный ларь, откуда достаю по мере надобности. Никаких проблем с сырьем у меня нет, поскольку для Сахалина рыба — одно из главных природных богатств. У нас же тут рыбный край! Здесь рыбачат практически все — кто ради заработка, а кто для развлечения. Рыба нас окружает буквально повсюду: в море, в заливах, в озерах и реках. Для меня она годится любая — навага, налим речной и морской, бычок, красноперка, палтус, терпуг, пеленгас, практически все лососевые: кета, горбуша, кунджа, голец…
Я работаю с этим материалом так, как работали с ним мои предки. Сначала выбираю рыбу — важно, чтобы она подходила по размеру, чтобы кожа была без брака. Снимаю ее ножом — предельно осторожно, чтобы не повредить. Потом тщательно очищаю от чешуи, остатков жира…
Применяете ли вы для обработки и консервации рыбьей кожи какие-то современные средства — например, лаки?
— Нет, никакой «химии» для этого я не использую — только вымачивание в подсоленной воде… Чтобы сохранить фактуру материала, я руками разминаю снятую с рыбы кожу. Таким образом я довожу ее до состояния максимальной прочности и эластичности. Кожу, прошедшую подобную обработку, можно сшивать, можно ее вырезать по своему усмотрению.
В основе моих картин лежит аппликация. Вырезаю кусочки кожи разной формы, соединяю и склеиваю их вместе — так что они формируют единое изображение. Если надо придать той или иной детали картины определенный цветовой оттенок, то применяю тушь, акварель, акриловые краски. Лично я, впрочем, предпочитаю работать в цветовых оттенках графики — когда используется лишь собственно кожа, ну и тушь.
Когда произведение готово, оно оформляется в багет, а сверху закрывается стеклом — так надежно обеспечивается его сохранность. Многие спрашивают у меня насчет запаха моих картин — так вот, характерный рыбий запах чувствуется только в первое время, потом он исчезает.
А откуда вы берете сюжеты для своих картин? Долго ли над ними работаете?
— Беру там же, где и любой другой художник. Выезжаю на пленэры, делаю фотографии, которые потом ложатся в основу… Иногда вдохновляюсь какими-то мифологическими, сказочными сюжетами — читаешь книгу, а в голове сама собой складывается картинка, которую я потом переношу на кожу. Порою сюжет окончательно приходит уже после начала работы.
Когда люди заказывают мне картину, то в большинстве случаев не задают каких-то жестких условий по ее сюжету, доверяя моему художественному чутью. Они знают, что моя основная тематика — жизнь, быт коренных народов Сахалина, природа нашего родного острова…
Что же касается временных рамок, то на работу над одним произведением может уйти от недели до месяца времени — в зависимости от масштабности замысла. Иногда и больше. В прошлом году, например, я закончила панно «Родные острова» величиной два метра в высоту и два в длину, посвященное Сахалину и Курилам. На его создание ушло свыше шести месяцев.
Есть люди, с которыми вы делитесь секретами своего мастерства?
— Выяснилось, что такого рода искусство привлекает очень многих людей. Ко мне стали обращаться с заказами, постепенно их становилось все больше и больше.
Вообще-то, я еще занимаюсь изготовлением национальной одежды, но в последние годы большую часть времени занимает именно работа над картинами. Естественно, появились и другие люди, захотевшие освоить такого рода искусство. Настоящих учеников, впрочем, у меня не так уж и много. В первую очередь это ближайшие родственники. Правда, есть и люди, которые непосредственно у меня не учились, но, как они говорят, вдохновлялись моими произведениями. Теперь они работают в схожей манере. Это очень приятно, конечно.
Фото: Анастасия Харская
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, май 2023