Если на звание автомобиля советской мечты в разное время претендовали и 21-я «Волга», и вазовская «шестерка», и даже «Победа», то воплощением двухколесного идеала была чешская «Ява».
Курение вредит вашему здоровью
Разумеется, к сигаретам «Ява» одноименный мотоцикл не имеет никакого отношения. Вообще-то «Ява», или, если латинскими буквами, Jawa, — это аббревиатура. Первая часть названия намекает на фамилию чешского фабриканта Франтишека Янечека (Janicek), который еще на рубеже 30-х прошлого века приобрел лицензию и оборудование для выпуска мотоциклов немецкой фирмы «Вандерер» (Wanderer). Так что Janecek + Wanderer = любовь, то есть Jawa.
Она была первой
Выпуск мотоциклов «Ява» начался еще до Второй мировой. В 1938-м завод в местечке Тинец-над-Сазавоу перешел под контроль немцев. Помимо мотоциклов там собирали еще и военную технику. Ну а в 1945-м, после окончания войны и национализации завода, компания Jawa вернулась к созданию мирной продукции и довольно скоро превратилась в самый известный мотоциклетный бренд Восточного блока.
Важнее, что Jawa — первый иностранный мотоцикл, продажи которого начались в СССР. Первый стал и самым желанным, не оставив шансов даже родственному «Чезету» или венгерской «Паннонии», не говоря уже о продукции доморощенных советских мотозаводов.
Одно имя — много моделей
В памяти народной Jawa закрепилась в образе красного мотоцикла с мощной головной фарой, спицевыми колесами и шильдиками Jawa 350. На самом деле 350 (примерный рабочий объем двигателя) — это общее название модельной серии с 350-кубовыми двухтактными моторами. На заводе в Тинец-над-Сазавоу в разное время выпускали разные модели.
Советская эпопея «Явы» началась в середине 1950-х с модели Jawa 350/354. У нее были мощные развитые крылья, двухместное седло, маятниковая задняя подвеска и 26-сильный мотор. На фоне мотоцикла-одногодки «Иж» 354-я была легче, быстрее, комфортнее, поэтому легко отыгрывала 100 рублей переплаты по сравнению с советским мотоциклом. В 1960-е модель стоила 600 рублей. К слову, к 1990-м стоимость «Явы» перемахнет через тысячу.
В 1970-х на смену 354-й модели пришла 634-я — с улучшенным шасси, но все тем же дымящим двухтактным мотором, работающим на топливной смеси из бензина и масла. Последней и самой известной в СССР «Явой» стала модель 350/638, представленная в середине 1980-х. «Пенал», «Люкс», «Супер», «Обрубок» — народные прозвища этой модели.
Звезда кино
«Яве» доставалась не только народная, но и режиссерская любовь. Чешский байк звездил на экранах в десятках советских фильмов. Здесь и «Бриллиантовая рука», и «Человек-амфибия», и «Укротительница тигров», и «А зори здесь тихие», и «Сыщик», и «Авария — дочь мента». Даже Волк из «Ну, погоди!» гонял на «Яве». Но главная роль 350-й — это мотоцикл гангстера Урри из «Приключений Электроника». Для съемок разыскали кастомную доработанную «Яву» прошаренного прибалтийского байкера. Ему, как члену съемочной группы, даже полагалась зарплата! В общем, чем «Ява» не «Харлей» советского периода?
Жива еще старушка
Надо признать, большая часть очарования «Явы» в ограниченном покупательском выборе — прямое следствие плановой экономики. Если для 1950-х характеристики 350-й были вполне себе, то к 1980-м «Ява» с двухтактным мотором устарела. Неудивительно, что спросом под занавес карьеры 350-кубовые мотоциклы из Тинец-над-Сазавоу пользовались только в СССР. Кстати, общий объем их поставок в Советский Союз составил около двух миллионов.
Впрочем, прошло время, и «Ява» — снова востребованный товар. Теперь на рынке предлагается уже линейка бюджетных ретробайков, которые могут вышибить слезу, а заодно и потрепать кредитную карточку потенциального покупателя — одной только своей внешностью.
Использованы материалы Maximonline.ru