Имена советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова сегодня знакомы прежде всего представителям старшего поколения, хотя их работы, созданные в годы Великой Отечественной войны, знакомы едва ли не каждому — знаменитое трио прославилось под псевдонимом Кукрыниксы. Vokrugsveta.ru рассказывает о появлении этого союза и творческой биографии Кукрыниксов.
Нарисовать на троих
Порфирий Крылов родился в августе 1902 года в Туле, Николай Соколов в июле 1903-го в селе Царицыно (ныне одноименный район Москвы), а Михаил Куприянов в октябре того же года в Казани. Судьба свела всех троих в начале 1920-х годов, когда молодые люди вместе учились в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Поначалу Куприянов и Крылов работали в дуэте для стенгазеты ВХУТЕМАСа под псевдонимом Крыкуп или Кукры, а в 1924 году к ним присоединился Николай Соколов, добавив от себя к псевдониму частичку «никс».
В новом составе коллектив занялся иллюстрированием небольших книг начинающих советских писателей. В 1931 году в жизни Кукрыниксов случилось событие, повлиявшее на их дальнейшую карьеру. Художники, пока в основном известные карикатурами и шаржами на литературную тему, познакомились с Максимом Горьким. Писатель предложил им нарисовать иллюстрации для его романа «Жизнь Клима Самгина». Горький был настолько доволен результатом, что при его содействии спустя год состоялась первая выставка работ Кукрыниксов. Статью для каталога выставки писатель составил сам, и затем посоветовал художникам присмотреться к новым, более острым темам.
С 1935 года Кукрыниксы работали в главном общественно-политическом издании страны — газете «Правда». В это время они впервые создают карикатуры, обличающие фашизм и нацизм. Остроумные, саркастические работы художников стали так популярны, что их печатали в газете почти ежедневно. Впрочем, в связи с подписанием между СССР и Германией Договора о ненападении в 1939 году (пакт Молотова — Риббентропа) Кукрыниксам пришлось на время обратиться к другим темам — антинемецкая пропаганда тут же попала под запрет.
Все изменилось, когда началась война. Коллеги в издательстве встретили карикатуристов словами: «Вот вам троим будет теперь работы!»
Снайперы с карандашами
После начала Великой Отечественной войны Кукрыниксы поддерживают создание «Окон ТАСС» — серии агитационных плакатов. На третий день после нападения гитлеровцев на СССР художники создают один из самых известных своих плакатов — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». На нем советский солдат встречает штыком Гитлера, «прорвавшегося» через Пакт о ненападении.
«Работа шла, как правило, за одним столом. Рисовались карикатуры и плакаты, и тут же писались к ним стихи. Стол был завален бумагой, красками. Здесь же были разложены фотографии фашистских главарей и их жертв. Эти материалы нужны были нам как документальные свидетельства, усиливавшие злость нашей сатиры», — вспоминал Николай Соколов. Стихи для плакатов Кукрыниксов сочинял Самуил Маршак.
Современники называли Кукрыниксов снайперами — так четко те били по слабым местам врага, превращая страшное — в смешное, угрожающее — в ничтожное. «Визитной карточкой» художников стала серия карикатур, на которых в неприглядном виде предстает Гитлер. Он и «унтер-офицерская вдова», высекшая сама себя после поражения немецких войск под Москвой, и страдалица, потерявшая в «колечке» под Сталинградом 22 дивизии. Всего за годы войны Кукрыниксы создали тысячу карикатур: новые работы появлялись почти ежедневно.
Унизительные образы, придуманные Кукрыниксами, приводили немецкую верхушку в бешенство. Считалось, что у нацистов были особые «расстрельные списки» личных врагов, особенно ущемивших их достоинство. В такой список, помимо советского диктора Юрия Левитана, вошли и все трое карикатуристов. В 1942 году Кукрыниксы впервые были удостоены Сталинской премии, а в последующие девять лет получали ее еще четырежды.
В свободное от карикатур время…
Фронту художники помогали не только духоподъемными плакатами. Писатель Борис Полевой вспоминал, что на общие сбережения они купили танк Т-34, назвали его «Беспощадный» и нарисовали на нем фигуру убегающего Гитлера. С танкистами «Беспощадного» художники поддерживали связь на протяжении всей войны, оплачивали ремонт машины. В 1945 году танк почти дошел до Берлина: он был подбит в одном из последних сражений Великой Отечественной.
Помимо карикатур Кукрыниксы во время войны писали картины. Среди них — «Таня» о подвиге советской партизанки, «Бегство немецко-фашистских захватчиков из Новгорода» и другие.
В освобожденный Новгород художники приехали в 1944 году. Тогда они начали работу над полотном, изображающим пострадавший, но несломленный город после изгнания врага. Создание картины заняло два года. Центральным объектом полотна стал Софийский собор — символ несгибаемости новгородцев. На переднем плане видны обломки памятника «Тысячелетие России».
Художники вспоминали: «При въезде в Новгородский Кремль нам открылось страшное зрелище — какие-то гигантские черные люди валялись в снегу. Это был распиленный гитлеровцами на части для отправки в Германию памятник…». Впоследствии монумент был восстановлен на прежнем месте.
Бункер в мастерской
Вскоре после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне художники были приглашены в Германию. Там они подбирали сюжеты для нескольких картин, главной из которых стало полотно под названием «Конец». Кукрыниксы посвятили его краху гитлеровцев.
Через десять дней после подписания Акта о капитуляции Германии художникам разрешили попасть в бункер Гитлера под зданием бывшей рейхсканцелярии. «Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг. Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать… Начинаем быстро работать… „Ку“ (Куприянов) и „Кры“ (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери», — рассказывал Николай Соколов.
Кукрыниксы не писали картину в самом бункере, но смогли воссоздать его атмосферу в собственной мастерской по возвращении на родину. Для этого им пришлось не только перекрасить стены помещения, но и по очереди позировать друг другу — отыскать натурщика, готового изобразить фигуру Гитлера, Кукрыниксам не удалось.
В итоге, роль Гитлера пришлось исполнять Соколову (по другой версии — всем Кукрыниксам по очереди), а пьяных генерала и офицеров, которые уже не обращают внимания на появление в дверях фюрера, — Крылову и Куприянову. В 1948 году полотно было завершено. В наши дни его можно увидеть в Третьяковской галерее, а авторскую копию 1960-х — в Русском музее.
Лицом к лицу с врагом
Накануне поездки в Германию художники получили звания полковников. Никто из Кукрыниксов в армии не служил и в боях не участвовал, однако наличие званий повышало их авторитет в глазах окружающих и позволило им участвовать в судебных заседаниях над нацистскими преступниками.
Во время Нюрнбергского процесса Герману Герингу сообщили, что в зале находятся те самые художники. По словам Николая Соколова, тот сразу принялся отворачиваться и закрывать лицо, чтобы не позволить им нарисовать себя.
«Бессильную злобу и ненависть прочитал я в мутно-серых, расширившихся глазах Геринга, впившихся в меня. Голова его при этом вздрагивала, а поджатые губы стали еще более лягушачьими. Я представил себе, что он мог думать и чувствовать в эти секунды, увидев меня. Одного из трех ненавистных ему людей, так и не повешенных им», — вспоминал художник.
Результатом работы Кукрыниксов во время Нюрнбергского процесса стала серия карикатурных изображений нацистов («Последняя цифра» и другие), а также более поздняя картина «Обвинение», на которой перед преступниками крупным планом предстают фигуры их жертв.
* * *
После войны Кукрыниксы продолжали заниматься любимым делом. Их карикатуры на общественно-политические темы (теперь карикатуристы высмеивали пороки капитализма и клеймили США за разжигание войн) регулярно появлялись в «Правде», «Крокодиле» и других изданиях — в 1965-м за них художников удостоили Ленинской премии. Также трио продолжило создавать книжные иллюстрации.
Все Кукрыниксы прожили долгую и насыщенную жизнь. Порфирий Крылов умер в 1990 году, Михаил Куприянов — в 1991-м, а Николай Соколов — в 2000-м, не дожив трех лет до векового юбилея. Как и его бессменные партнеры, он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.