Для пешеходов лето начинается где-то ближе к маю, когда уже можно окончательно убрать в шкаф теплую верхнюю одежду, надеть удобную прогулочную обувь и передвигаться по улицам, наслаждаясь полноценной прогулкой. Летние мотивы в душе автомобилиста появляются чуть раньше: когда асфальт просыхает, а на шиномонтажах в очередной раз появляются сезонные очереди. Vokugsveta.ru рассказывает, когда нужно менять резину на летнюю и какие правила регламентируют этот процесс в 2024 году.
Что говорят физика и здравый смысл?
Шипованную резину (а у вас с высокой долей вероятности именно такая) нужно отправлять на зимнее хранение только тогда, когда плюсовая температура стоит круглосуточно. Страна у нас большая — климат в разных регионах может сильно отличаться. В Ленинградской области, например, заморозки бывают и в мае, а иногда даже в начале июня, а в некоторых южных регионах становится тепло уже в конце марта. Ориентироваться лучше всего на среднесуточную температуру выше +5-7 °C. Именно в таких условиях летняя резина начинает обеспечивать оптимальное сцепление с дорогой.
Летние шины значительно менее шумные, и расход топлива на них ниже. Но спешить с заменой зимних покрышек не стоит — тонкая наледь на проселочной дороге может сыграть с вами злую шутку. В общем, лучше «переездить», чем «недоездить», особенно если вы живете за городом, где дорожное покрытие не обрабатывается противогололедными реагентами.
Зимние шины отличаются от летних не только наличием шипов — из-за особенного состава резины при положительных температурах такие покрышки изнашиваются гораздо быстрее и дополнительно повышают расход топлива. Но это — проблемы автомобилиста и только его. А вот посредственные тормозные качества зимней резины в теплое время года могут сказаться на безопасности езды. Наконец, шипы вредят дорожному покрытию — по этой причине шипованная резина запрещена в ряде европейских стран.
Когда нужно менять резину по закону?
С 1 сентября 2023 года за шины не по сезону полагается штраф в размере 500 рублей — инспектор может выписать его по части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Причем штраф не одноразовый — сколько раз вас остановят сотрудники ДПС, столько раз его и выпишут, пока не устраните нарушение. Такое наказание грозит за езду на шипованной резине в летние месяцы и на летней — в зимние.
В южных регионах страны местные власти могут внести в правила корректировки и увеличить срок запрета на зимние шины — допустим, с марта по ноябрь. Напротив, в Мурманской области шипы еще нужны в мае и уже нужны в сентябре — таков местный климат. Но в целом в странах Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) действует указанное выше правило: летние шины запрещены в течение календарной зимы, зимние же — летом. Передвигаться круглый год допустимо на фрикционных и всесезонных шинах, эксплуатация которых не регламентируется вовсе.
Когда же запланировать «переобувание»?
Весной штрафы за неправильную резину водителям не грозят, поэтому решение о смене резины следует принимать исключительно на основе прогнозов погоды и дорожной обстановки. Но не торопитесь «переобуваться» в первые же погожие деньги марта — подумайте о возможной апрельской пурге. Именно где-то после первой декады апреля можно планировать визит на шиномонтаж.
Хранение зимних шин
Отправленную на «каникулы» зимнюю резину рекомендуется хранить в плотных непрозрачных пакетах, чтобы внутрь не проникали ни вода, ни свет — прямые солнечные лучи старят шины очень быстро. И уж тем более нельзя допускать, чтобы на них попали масло, топливо, краска, дезинфицирующие средства или еще какие-то агрессивные вещества. Температуры выше +35 °C вредны для резины. Также специалисты не советуют держать шины на асфальте или песке.
На теплое время года резину лучше оставить в темном, сухом и прохладном помещении. Иногда лучше заплатить за хранение, чем складывать шины на балконе. Если вы храните покрышки на улице, обязательно накройте их чем-нибудь сверху и приподнимите над землей, чтобы под ними не скапливалась влага.
Хранить шины на дисках или нет — дело хозяйское: времени на этом экономится не так много, достаточно выбрать хороший шиномонтаж.
Полезные советы
Если вы прилежно учили теорию в автошколе, то наверняка помните, что минимальная остаточная высота протектора на летней резине должна быть не менее 1,6 мм. Слишком большой износ и наличие явных повреждений — однозначный повод купить новые покрышки. На них тоже лучше не экономить. Не стоит забывать, что ставить на разные оси разнотипную резину недопустимо — если колеса у автомобиля «обуты» в шины с разным коэффициентом сцепления, то управление им может быть непредсказуемым, особенно при резком торможении.
Исключение может быть только одно: вы пробили покрышку, поставили запаску и тихонечко следуете к шиномонтажу. В этом случае даже сотрудник ГИБДД не оштрафует вас, а пожелает аккуратно добраться до места.
Первую сотню километров после смены резины всегда следует преодолевать особенно аккуратно — особенно если зимой вы редко садились за руль и отвыкли ездить в плотном потоке машин. Помните, что многие водители еще не поменяли покрышки, а на сухом асфальте тормозной путь автомобиля на шипованной резине будет больше.
Остается добавить: параллельно с переобуванием неплохо бы смыть все, что осело и скопилось за зиму под днищем автомобиля, провести генеральную уборку салона, очистить и высушить ворсовую обивку, как следует проветрить «внутренности» вашего железного коня, помыть коврики. Конечно, не стоит забывать про очередное ТО. И только после этого можно задуматься об открытии летнего сезона автопутешествий.