24 ноября 2009 года исследователь Джон Эдвард Джонс вместе с 11 друзьями отправился в пещеру Ореховой Замазки (Nutty Putty) в штате Юта. Место получило название благодаря сочащейся из щелей пещеры вязкой желтой глине, похожей на Silly Putty — популярную в США середины XX века игрушку, напоминающую пластилин. Тогда никто не предполагал, что достопримечательность, известная еще с 1960-х среди местных бойскаутов и любителей приключений, станет для 26-летнего спелеолога жуткой могилой.
28 часов в ловушке
Джон углубился в пещеру и по ошибке выбрал неизведанный туннель, известный среди экстремалов как Родовой канал. Так мужчина оказался в ловушке шириной всего 24 сантиметра в 400 футах (примерно 120 метров) от поверхности, в положении вниз головой, под углом 70 градусов. Лаз оказался таким тесным, что Джон не мог двигаться, не причинив себе вреда.
Чтобы спасти спелеолога, вызвали команду спасателей с веревками и блоками. В общей сложности Джону пытались помочь 137 профессионалов и добровольцев. Но их старания не помогли освободить экстремала. Виной тому были многочисленные изгибы рельефа, между которыми оказалось втиснуто его тело. К тому же в какой-то момент глиняные стены пещеры не выдержали веса Джона, один из установленных шкивов оторвался и врезался спасателю в лицо, причинив тяжелую травму.
Шли часы. Джон оставался в пещере. Когда напряжение в его теле стало невыносимым, сердце остановилось. В безвыходном положении он провел 28 часов.
Но подъем тела, крепко застрявшего на 120-метровой глубине, по-прежнему оставался крайне непростой задачей. После тяжелого разговора с близкими Джона и получения разрешения от владельца земли было принято решение законсервировать пещеру, оставив тело внутри. С помощью взрывчатки спасатели частично обрушили своды Родового канала, чтобы тело оказалось погребено камнями. Вход в пещеру Ореховой Замазки залили бетоном, а рядом установили табличку с портретом молодого спелеолога.
Слишком опасное место
С тех пор пещера в Юте навсегда закрыта для туристов-экстремалов. Не все спелеологи согласились с таким решением, часть сообщества пыталась добиться открытия достопримечательности, но их усилия были напрасны.
Джон не был единственным, кто застрял в пещере Ореховой Замазки. Известно минимум о шести похожих случаях с 1999 по 2004 год. Но всем предыдущим искателям приключений удавалось выбраться живыми. Обычно это были новички в покорении пещер или ребята, которые хотели покрасоваться перед своими девушками, рассказывает спелеолог Мэтт Полсон.
Видя такой интерес к опасной достопримечательности, власти в 2006 году закрыли доступ к пещере, но спустя три года снова разрешили ее посещать, запустив систему онлайн-бронирования. Цель была в том, чтобы одновременно внутри находилось не больше одной группы спелеологов. Джон с друзьями стал одним из первых, кто полез в пещеру после открытия в 2009 году.
У Джона Джонса остались жена Эмили и двое детей, дочь Лиззи и сын Джон, которым супруга была беременна на момент гибели мужа.