Команда, собранная из мировых экспертов по археологии каменного века,
На берегу реки и водопада Каламбо в заболоченных отложениях сохранились обработанные инструментами бревна, подогнанные друг к другу. Предполагаемый возраст 476 тысяч лет означает, что это дело рук не человека разумного, а другого более раннего вида гомининов.
Это простая конструкция из двух стволов дерева — разновидности ивняка. Одно бревно лежит поверх другого и держится с помощью U-образного углубления: надрезы сделаны на обоих стволах так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Исследователи обнаружили на бревнах множественные следы обработки: дерево резали, рубили и скоблили разными каменными орудиями — они были найдены здесь же, в одном слое с верхним бревном.
Сооружение, вероятно, служило для возведения приподнятой платформы, дорожки или фундамента дома, которые строились в пойме реки с периодически поднимающимся уровнем воды.
Человек разумный Homo sapiens, как считается, появился около 300 тысяч лет назад. Ученые предполагают, что конструкция — работа наших предшественников вида Homo heidelbergensis. Они обитали в Африке и Европе от 700 до 200 тысяч лет назад, были потомками человека прямоходящего и предками неандертальцев. Для Гейдельбергского человека характерны большие надбровные дуги, большой череп и более плоское лицо, чем у других ранних гомининов.
Также при раскопках были найдены деревянные палка-копалка, которой около 390 тысяч лет, клин — расщепленная ветка, возможно, часть ловушки, и обрезанное с двух концов бревно, которое могло быть рабочей поверхность наподобие верстака.
Обнаружить деревянные артефакты, которые сохранялись сотни тысяч лет, — огромная удача для археологов. У водопада Каламбо они оказались «законсервированы» заболоченными отложениями, в которых мало кислорода. Авторы уверены, если бы не малая сохранность дерева в обычных условиях, у нас было бы еще много таких свидетельств деятельности ранних людей.
Получается, люди каменного века не вели только кочевой образ жизни, как считалось до сих пор. Они явно оставались в данном месте долгое время, чтобы создать эти постройки. И преобразовывали окружающую среду под себя, чтобы облегчить себе жизнь: река и водопад, идущие в озеро Танганьика, обеспечивали их пресной водой, а лес вокруг — древесиной для постоянных сооружений.
«Эти люди были больше похожи на нас, чем мы думали», — заключает профессор Бархам.