Ученые из Калифорнийского университета
Команда организовала шесть экспериментов, которые проходили в лабораторных условиях и онлайн. Сначала при онлайн-знакомстве нужно было задать партнеру противоположного пола один из двух вопросов:
были ли у тебя конфликты на работе? (деловой вопрос);
были ли у тебя отношения на работе? (неприемлемый вопрос).
Провокационный вопрос чаще выбирали мужчины, но тогда, когда они стремились самоутвердиться — казаться сильными, доминирующими или контролирующими. Эти же участники идентифицировали себя сексуально привлекательными, а свой флирт считали «очаровывающим».
В другом задействовали 200 студентов университета, чтобы наблюдать влияние такого самомнения на командную работу. Их разбили по парам, так чтобы партнер был противоположного пола, и кому-то выпадала роль начальника. Перед личным знакомством они могли задать друг другу вопросы через мессенджер, снова двух типов — деловые или провокативные.
Студенты-мужчины, которым сказали, что они будут подчиняться женщине, чаще позволяли себе социально-сексуальные вопросы в адрес новой знакомой, чем остальные категории.
Остальные эксперименты также подтвердили тенденцию, которая по словам авторов, была довольно неожиданной.
Сильная сексуальная идентичность — ситуация, когда человек уверен в своей неотразимости, — может вести к такому поведению на работе. Но парадокс в том, что уверенные в своем образе мужчины не уверены в своей роли на работе. Поэтому они могут использовать нежелательное сексуальное поведение, чтобы выглядеть более мужественными и сильными, даже если они знают, что это оскорбительно для женщин.
Оценка в одном из экспериментов показала, что окружающие (но не тот, на кого оно направлено) также считывают этот посыл и могут воспринимать вызывающее или агрессивное поведение, как кокетливое, мужественное, сильное.
Авторы отметили, что выводы исследования не означают, что домогательства могут исходить только от этой категории сотрудников. Харассмент возможен с любой стороны, но гендерные различия определенно существуют.